Цветовая схема: C C C C
Размер шрифта: A A A
Изображения:
  • 692512, г. Уссурийск, ул. Пушкина 5Б
  • +7 (4234) 34-28-45; 33‒51‒92
  • perfect-gimnazia@mail.ru














Новости


Изменения в промежуточной аттестации учеников в 2024 году в связи с переходом на ФОП

2 апреля 2024 04:04

Количество просмотров: 2294

Латанская О.М., заместитель директора по УВР

 

Школа самостоятельно определяет порядок, формы и сроки промежуточной аттестации (п. 10 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Часто со стороны учеников и их родителей возникают вопросы, поэтому порядок аттестации фиксируется в Положении о текущем контроле и промежуточной аттестации . Особое внимание уделяется графику оценочных процедур и организационным моментам, что зафиксировано в приказе «О графике проведения промежуточной аттестации», который опубликован в разделе «Учительская», подр. «Промежуточная аттестация» на школьном сайте.

 

В каких классах проводят промежуточную аттестаци?                                        

С 2023/24 учебного года промежуточную аттестацию не проводят в 1-х классах. По ФОП организовывать ее нужно только со 2-го класса (п. 19.39 ФОП НОО). У юристов неоднозначная позиция по поводу этого. С одной стороны, промежуточную аттестацию в первом классе проводить нужно – это установлено Законом об образовании. С другой стороны, промежуточную аттестацию для первоклассников проводить нельзя, так как школа обязана выполнять требования ФОП НОО и ФГОС НОО.

Чтобы решить ситуацию с разночтениями:

1.      Не проводим промежуточную аттестацию в 1-х классах. Образовательные организации обязаны были привести свои образовательные программы в соответствие с ФОП к 01.09.2023 (пп. 34 ст. 3 Федерального закона от 24.09.2022 № 371-ФЗ). Школа обязана выполнять требования ФОП так же, как и ФГОС НОО.

2.      Проводим обучение в 1-х классах без выставления отметок (п. 24 приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115).

3.      Применяем встроенное педагогическое наблюдение, условные шкалы, листы индивидуальных достижений, графики и таблицы, чтобы отслеживать динамику учебных достижений ребенка.

Во второй класс переводим без дополнительных условий.

Условия промежуточной аттестации школа фиксирует в локальном акте (ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Порядок, периодичность и формы промежуточной аттестации прописывают в положении о текущем контроле и промежуточной аттестации, который размещен в разделе «Документы» на школьном сайте.

Что делать, если академическая задолженность образовалась у ученика 4‑го класса?

Ученики 4-х классов заканчивают обучение на уровне НОО и должны перейти на новый уровень образования, поэтому их нельзя перевести в следующий класс даже условно, пока они не ликвидируют академическую задолженность (ч. 5 ст. 66 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Предоставляем ребенку право ликвидировать задолженность не менее двух раз в пределах одного года с момента образования академической задолженности. (ч. 5 ст. 58 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Определяем сроки повторной промежуточной аттестации и создаем комиссию.

Обращаю внимание, что не проводится повторная промежуточная аттестация ученика летом, т.к. нарушаются права ребенка на отдых (ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Если ученик не смог ликвидировать академическую задолженность, школа информирует родителей о последствиях. По усмотрению родителей школьник оставляется на повторное обучение, переводится на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями ПМПК или на обучение по индивидуальному учебному плану (ч. 9 ст. 58 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Свое согласие родители должны дать в письменной форме.

ФОП разрешает выводить промежуточные и итоговые отметки с учетом степени значимости отметок за отдельные оценочные процедуры. Если учителя подсчитывают промежуточную оценку ученика как среднеарифметическое всех отметок, результат не будет объективным. Виды работ отличаются по содержанию и важности. Решение – учитывать значимость работы и использовать для оценки образовательных результатов учеников средневзвешенный балл.

Сразу оговорюсь, что в этом году мы выставляем еще среднеарифметическую отметку. Средневзвешенное оценивание демонстрирует зависимость показателя успеваемости от степени сложности и значимости вида работы, которую выполнил ученик. ФОП НОО, ООО, СОО допускают устанавливать разную степень значимости отметок за отдельные оценочные процедуры. Новшество оценивания будет вводиться с нового учебного года.

По физкультуре разрешили выставлять «зачтено», только если ученик относится к специальной медицинской группе (приказ Минпросвещения от 01.04.2022 № 196). Всем остальным придется выставлять отметку в баллах.

Промежуточную оценку за учебный период ( четверть) предметов учебного плана ученикам выводят по журналу – учитывают результаты накопленных текущих отметок и отметок за диагностические,  тематические проверочные работы.

Для текущего оценивания учитель применяет оценочные материалы – комплекты вопросов и заданий, которые проверяют уровень достижения образовательных результатов. Тематическое оценивание применяют, чтобы проверить, как ученик усвоил тему или раздел программы. С помощью тематического оценивания учитель выявляет трудности, которые возникли у учеников при изучении раздела или темы.

Для тематического оценивания учитель ориентируется на содержание учебного предмета в федеральных рабочих программах. В них обозначены основные разделы и темы, которые должен освоить школьник. Например, в 2-м классе по математике в рамках основной темы «Числа и величины» контролируют, как ученики усвоили темы «Числа» и «Величины». Для этого проводят контрольную работу, в которую включают задания по теме.

По электронному журналу видно, что учителя регулярно проводят текущий контроль, применяют четкие и известные ученикам критерии оценивания, что приводит к объективности выставления отметок за четверть.

Критерии оценивания.

Чтобы выстроить грамотную систему оценку учителя ориентируются на требования ФГОС и ФОП НОО, ООО, СОО. В дополнение к этим требованиям применяют методрекомендации Минпросвещения и Института стратегии развития образования РАО (письмо Минпросвещения от 13.01.2023 № 03-49, Методрекомендации по организации контрольно-оценочной деятельности в начальной школе ИСРО РАО). Как говориться, с потолка оценки не берутся.

Оценочные материалы ( контрольные работы, самостоятельные, диагностические), которые используют при текущем и тематическом оценивании разрабатывают педагоги школы (п. 21 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

По ФОП школа разрабатывает особенности оценки для каждого учебного предмета ( график контрольных работ, требования к выставлению отметок за промежуточную аттестацию).

Варианты оценочных материалов учитель может подготовить самостоятельно или адаптировать материалы, которые есть на сайтах центров оценки качества и ФИПИ.

В конце хочу отметить, что промежуточная аттестация проводится в формах итоговых контрольных или письменных работ, тестирования, творческой работы и соответствует требованиям ФГОС и ФОП. В 4 четверти учителя организуют подготовку по своим предметам.

В этом году сроки проведения промежуточной аттестации определены с 13 мая по 24 мая в зависимости от графика проведения в каждом классе. Например, в 3 классе по графику промежуточной аттестации проводим годовые контрольные работы по математике, диктант по русскому языку, комплексные контрольные работы по окружающему миру, тестирование по английскому языку, затем учитель выводит среднюю арифметическую отметку по четвертным отметкам и по отметке годовой контрольной работы. По остальным предметам учителя выводят отметки по журналу – учитывают результаты накопленных отметок за четверти.

Как влияет результат промежуточной аттестации на годовую отметку?

Промежуточная аттестация отразится именно на годовой отметке ученика. Если он провалил промежуточную аттестацию, но имеет положительные результаты по итогам учебных периодов, то положительную отметку за год ему выставить нельзя. Это противоречит части 2 статьи 58 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

Как правильно выставлять годовую отметку?

У ученика Вити из 7-го класса среднее арифметическое по итогам учебных периодов выходит «3» по истории. Отметка за промежуточную аттестацию у него «2». Учитель ставит ученику Вите годовую отметку «2». 

Как нельзя выставлять годовую отметку ?

У ученика Пети из 7-го класса среднее арифметическое по итогам учебных периодов выходит «3» по русскому языку. Отметка за промежуточную аттестацию у него «2». Однако учитель игнорирует результат промежуточной аттестации и ставит ученику годовую отметку «3». Так делать нельзя (ч. 2 ст. 58 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).


График работ промежуточной аттестации со 2-5 классы будет еще дополнительно размещен на странице в мессенджере Telegram. Анализируя результаты промежуточной аттестации за два года - хочу отметить, что обычно ученики проходят промежуточную аттестацию лучше, чем текущую и получают выше отметки, чем в течение года. Желаю учителям и ученикам хороших результатов в этом году!