Вход в личный кабинет

Персональный код:
Пароль:

Идем в первый класс



На вопросы родителей будущего первого класса отвечает 
Латанская Ольга Михайловна, заместитель директора по УВР по подготовке детей к школьному обучению.

В чем заключается готовность ребенка к школе ?

Говоря о готовности к обучению в школе , внимание специалистов и педагогов, родителей (законных представителей) приковано, как правило, к детям. Между тем, немаловажное значение в предшкольный период, период адаптации первоклассника к школе является готовность самих родителей (законных представителей).
Готовность к будущему обучению ребенка в школе подразумевает их адекватную позицию, наличие в семье четких внутренних правил и разумную включенность в социум. Характерными чертами этого является:
• объективная оценка родителями (законными представителями) своего ребенка, его характерологических, психических особенностей;
• способность родителей (законных представителей) изменять формы и методы общения, по-разному воздействовать на ребенка в соответствии со сложившейся ситуацией;
• направленность воспитательных усилий родителей (законных представителей) на дальнейшую жизнь ребенка;
• организация режима дня в семье, максимально отвечающего требованиям школы, определенные права и обязанности каждого члена семьи;
• установленные разумные связи семьи с социумом: ребенок должен соответствовать требованиям, предъявляемым ему обществом (в ДОУ, а затем и в школе).
Таким образом, встречаясь с родителями (законными представителями) в течение года (или двух) и говоря о подготовке ребенка к обучению в школе, учителя выясняют их ожидания, узнают, что они делают, чтобы подготовить его к школе, осознают ли свою роль в этом процессе.

Что понимают под готовностью ребенка к обучению в школе?

В словарях готовность к школьному обучению определяют как совокупность морфофизиологических и психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающих ему успешный переход к систематическому организованному школьному обучению.
Готовность обусловлена созреванием организма ребенка, в частности его нервной системы, физическим развитием, степенью сформированности личности, уровнем развития психических процессов, тем, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, необходимыми для успешного обучения в начальных классах и адаптации к новым условиям жизни и деятельности:
• состояние физического и психического здоровья;
• уровень морфологической зрелости организма;
• уровень развития познавательной деятельности и речи;
• стремление занять более значимую социальную позицию;
• сформированность произвольности поведения;
• внеситуативное общение со взрослыми и сверстниками.
То есть это понятие широкое, многогранное, включающее в себя общую и специальную готовность детей к школе. К общей готовности относятся такие аспекты как работоспособность, утомляемость и др. и психологической готовности.

Чем характеризуется физическая подготовленность детей ?

Физическая подготовленность детей характеризуется определенной совокупностью сформированных двигательных навыков и основных физических качеств .
Физические качества у детей проявляются через двигательные навыки и умения, а они, в свою очередь, обусловлены достаточным уровнем их развития. Эти две стороны двигательной функции тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Для выполнения ряда движений детям младшего школьного возраста необходим определенный уровень развития быстроты, ловкости, силы, выносливости . Без этого движениям детей, несмотря на их разнообразие, не хватает экономичности, целесообразности, они не могут проявить полностью имеющийся резерв возможностей организма.
Уровень физической подготовленности во многом отражает возможности функциональных систем организма. Объективность оценки физической подготовленности во многом определяется знанием возрастных особенностей и закономерностей развития у дошкольников моторной сферы, в т. ч. физических качеств. Наиболее важными из этих особенностей являются их обусловленность незавершенностью формирования физиологических структур организма и наличие в динамике физического развития ребенка чувствительных к внешним воздействиям периодов. Характерными для дошкольников считаются также большая изменчивость пропорций тела и неравномерность развития функциональных систем организма. Все это диктует необходимость реализации строго соответствующих возможностям детей методов обучения и диагностики развития двигательных навыков и физических качеств .
По уровню физической подготовленности детей можно судить об эффективности процесса физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении (внедрение соответствующих программ, здоровьесберегающих технологий и

Что такое мотивационная готовность ребенка к школе ?

Мотивационная готовность обеспечивает положительное отношение ребенка к обучению в школе. Благодаря развитию мотивационной готовности, у него формируется положительная внутренняя позиция к учебе, желание учиться.
Формируется мотивационная готовность, главным образом, в условиях семейного воспитания. Если оно построено неправильно (либо отсутствует вовсе), положительных результатов силами лишь одной образовательной организации ) достигнуть не удается. По мнению специалистов, формируя у детей мотивы учения и положительное отношение к школе, важно направить усилия на решение трех основных задач:
• формирование правильных представлений о школе и учении;
• положительного эмоционального отношения к школе;
• опыта учебной деятельности.
Общаясь с родителями (законными представителями), педагог может рассказать им о составляющих компонентах мотивационной готовности.
Специалисты выделяют две группы мотивов. Первая группа: широкие социальные мотивы учения, или мотивы, связанные "с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желаниями ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений".
Вторая группа: мотивы связанные непосредственно с учебной деятельностью, или "познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями". Ребенок, готовый к школе, хочет учиться и потому, что ему хочется занять определенную позицию в обществе людей, а именно, позицию, открывающую доступ в мир взрослости, и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома. Сплав двух групп мотивов способствует возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде. Мотивационная незрелость часто влечет за собой пробелы в знаниях, низкую продуктивность учебной деятельности.
Большую роль в формировании мотивационной готовности играет отношение родителей (законных представителей) к обучению ребенка, их рассказы и воспоминания о школе. Важно ориентировать семью на то, что нужно рассказывать положительные факты ребенку, не запугивать школой и не создавать у него ложных впечатлений о том, что в школе игры, перемены, друзья. Важно концентрировать внимание ребенка на том, что в школе, прежде всего, можно узнать много нового и интересного.

Что означает термин « эмоционально-волевая готовность ребенка к школе» ?

Эмоционально-волевая готовность ребенка к обучению в школе предусматривает:
• самостоятельную работу, без присутствия взрослого, а также способность не отказываться от помощи взрослых при возникших трудностях;
• работу с ориентировкой на получение результата, а не только избегание неприятностей;
• проявление активного познавательного интереса к новым видам деятельности, стремление к личным достижениям.
Будущего первоклассника ждет напряженный труд, он должен уметь делать не только то, что ему хочется, но и то, что от него потребует учитель, школьный режим, программа. Для того чтобы делать не только приятное, но и необходимое, нужно волевое усилие, способность управлять своим поведением, умственной деятельностью – вниманием, мышлением, памятью. Наличие волевых качеств у ребенка поможет ему длительное время выполнять задания, не отвлекаясь на уроке, доводить дело до конца. Он должен уметь организовать свое рабочее место и поддерживать порядок на нем в ходе учебной деятельности.
Недостаточное волевое развитие часто является причиной неуспеваемости ребенка, а низкий уровень самоконтроля характеризуется как показатель психологической незрелости.
К 6 годам происходит оформление основных структур волевого действия. Ребенок способен поставить цель, создать план действия, реализовать его, преодолев препятствия, оценить и даже проанализировать результат своего действия и собственные достижения. Поэтому он может намеренно заучивать стихотворения, отказаться от игры ради выполнения какого-либо "взрослого" задания, побороть боязнь перед темной комнатой, не заплакать при ушибе. Однако все это производится не совсем осознанно и определяется длительностью производимого действия.
Насильственные занятия или "запугивание" школой скорее дадут отрицательные результаты, чем помогут сформироваться волевой готовности ребенка к школе.

Что означает психологическая готовность к школе ?

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе включает в себя следующие компоненты:
• интеллектуальную готовность;
• личностную готовность ребенка к школе;
• социально-психологическую готовность;
• эмоционально-волевую готовность.
Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов – способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. У ребенка должна быть определенная широта образных и пространственных представлений, соответствующее речевое развитие, познавательная активность.
Педагоги выделили следующие параметры:
• умение детей сознательно подчинить свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия;
• умение ориентироваться на заданную систему требований;
• умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;
• умение самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.
В первом классе мы работаем с детьми по курсу психологической помощи и адаптации детей в первом классе «Учимся учиться и дружить». Курс рассчитан на 1 год в рамках внеурочной деятельности. Я считаю, что любая школа должна оказывать детям психологическую помощь в адаптации их в первом классе. Это очень важный период в жизни первоклассника и его родителей. Учитесь с удовольствием !


<< назад

© 1993 — 2017 ЧОУ «Перфект-Гимназия»