09.09.2021
Количество просмотров: 364
Сотрудники НИУ ВШЭ протестировали шкалу вовлеченности в учебный процесс на школьниках. Выяснилось, что наиболее сильно на этот показатель влияет эмоциональный интеллект. Вовлеченность учеников в процесс обучения оказывает сильное влияние на их успеваемость и успехи в будущем.
Психологи из НИУ ВШЭ проверили шкалу вовлеченности учащихся на российских школьниках, протестировав 537 детей младших классов. Оказалось, что наибольший вклад в оценку вовлеченности вносит эмоциональный компонент – а не поведенческий или когнитивный.
Вовлеченность школьников в учебный процесс влияет на их успеваемость и будущие успехи. В западных странах оценка вовлеченности учащегося используется, как один из факторов прогнозирующий, бросит ли он школу до окончания обучения. При этом понятие вовлеченности шире понятия мотивации учиться – оно включает в себя оценку общего самочувствия ребенка в школе, его заинтересованность и готовность преодолевать трудности.
Вовлеченность можно оценить в трех аспектах – поведенческом, эмоциональном и познавательном:
· поведенческий компонент характеризует активность ребенка, участие в школьных мероприятиях и готовность следовать школьным правилам,
· эмоциональный оценивает чувство комфорта, принадлежности и интереса к школе,
· когнитивный – желание получать знания и способность к саморегуляции.
Исследователи перевели опросник шкалы с английского языка и сделали тест понятным для детей от 6 до 12 лет. В переводе участвовали эксперты в области психологии развития. Затем, чтобы оценить качество теста, ученые предложили пройти его детям младших классов из 25 случайно выбранных московских школ. В тестировании приняли участие 537 детей с 1 по 4 класс.
При прохождении опроса каждый ребенок оценивал, насколько утверждения характеризуют его по пятибалльной шкале. Каждое из утверждений позволяет оценить один из трех компонентов вовлеченности. Например, утверждение «В школе мне скучно» оценивает эмоциональную вовлеченность, «Я смотрю передачи, связанные с учебой» – познавательную, а «Я внимателен в классе» – поведенческую.
С помощью статистических методов исследователи подтвердили точность и надежность переведенного опросника, а также проанализировали данные о вовлеченности российских школьников. Как показал факторный анализ, важнейшим для оценки общей вовлеченности у младших школьников является эмоциональный компонентом. Этот вывод подтвердили и другие исследования – то, насколько интересно и комфортно ребенку в школе, характеризует его вовлеченность больше, чем познавательная увлеченность или включенность в учебный процесс.
«Если мы рассматриваем школу как место, где мы постоянно "напрягаем мозги" – что-то решаем, осмысляем, то может показаться, что именно познавательная вовлеченность будет тем фактором, который больше всего влияет на успеваемость школьника и готовность прилагать усилия. Но это не так. Эмоциональный компонент вносит больше вклада,
. – Детям нужно чувствовать себя счастливо и комфортно в школе. И это имеет смысл: если вы находитесь там, где вы счастливы, вы готовы работать больше».