19.12.2021
Количество просмотров: 336
Четыре ситуации, когда школа вмешивается ( помощник педагогам).
Есть четыре ситуации, при которых ребенок отказывается посещать школу. В центре конфликта может оказаться педагог, которого родители обвиняют в придирчивости или жестокости к ребенку. Ученика могут обижать сверстники, которым учителя не препятствуют. У самих родителей могут быть психоэмоциональные проблемы, которые влияют на состояние ребенка. А еще родители и дети нередко переживают из-за коронавируса, не верят, что в школе безопасно.
Ситуация 1. Родители обвиняют педагога.
Родители могут прямо высказывать свое недовольство педагогом, косвенно на это намекать или расспрашивать об учителе.
В этой ситуации разговор составляется и с родителем и с педагогом.
Школа выясняет, что беспокоит родителей и что они ждут от решения. Затем разобраться в сути конфликта. Например, честно сказать, говорил ли администрации школы учитель об этом ученике или нет, предположить в виде вопроса, может ли дело быть не в учителе. Вместе с родителями нужно проанализировать, как ребенок справляется с учебными трудностями на других уроках и есть ли разница в отношениях ученика с другими педагогами.
Рекомендации родителям и педагогу:
1. Посоветовать родителям сформулировать свои ожидания к учителю и ребенку и совместно обсудить эти пожелания.
2. Потребовать от педагога соблюдать этические нормы и быть доброжелательным по отношению к ребенку и его семье.
Ситуация 2. Родители винят других детей.
Следует выяснить, какая атмосфера в классе, где учится ребенок, сообщал ли классный руководитель о его разногласиях со сверстниками. Совместно с родителями скорректировать воспитательный подход к ребенку и вернуть ему чувство уверенности в классе.
Сначала вам необходимо понять, действительно ли в классе есть ученики, которые причиняют вред другим детям. Для этого следует уточнить у родителей, когда именно и что произошло, обращалась ли семья к классному руководителю или родителям обидчиков. Далее выяснить , как ребенок реагирует на конфликтные ситуации, – умеет ли постоять за себя, может ли обратиться за помощью к взрослому.
Затем вместе с родителями нужно выяснить, с кем из одноклассников ребенку нравится общаться. Тогда можно будет подумать, как создать условия для ученика, чтобы он взаимодействовал с «хорошей» компанией. Также следует обсудить с родителями, какие качества надо развивать у ребенка. Например, умение принимать чужую точку зрения или способность сразу говорить о вещах, которые ребенку неприятны.
Рекомендации семье и педагогам:
1. Посоветовать родителям объяснять детям, что коллективы бывают разные, не все из них приятны. Поэтому надо учиться взаимодействовать с разными людьми в разных ситуациях и не терять мотивацию от неудач.
2. Поручить классному руководителю и учителям, которые работают с ребенком, поощрять ученика, когда он успешно взаимодействует с одноклассниками, а также не сравнивать его с другими.
Ситуация 3. Ребенок и родители эмоционально неблагополучны.
Определить эмоционально неблагополучного родителя вам помогут несколько признаков – неадекватное поведение, внешний вид и выбор тем для разговора, повышенная тревожность. С таким родителем нужно выбрать бережный тон разговора. Скорее всего, о его ребенке можно слышать Он обратил на себя внимание повышенной агрессией, девиациями, странностями в поведении. Для начала необходимо оценить состояние родителя – он адекватен, но проявляет в этой ситуации чрезмерные эмоции, или нет, способен ли управлять своими эмоциями, сохраняет ли самокритичность.
Чтобы построить беседу, понадобится проявить невербальную поддержку – кивать, дослушивать, не перебивать, убеждать в позитивном разрешении проблемы. Родителям надо объяснить, что этот специалист сможет поддержать ребенка и помочь разрешить его проблемы. Также следует назначить повторную встречу, чтобы обсудить конкретные шаги и детали.
Рекомендации семье и педагогам:
1. Посоветовать родителям эмоционально поддерживать ребенка, желательно с помощью педагога-психолога.
2. Рекомендовать педагогам, которые работают с учеником, держать границы при общении с родителями – обдумывать слова, не говорить сгоряча.
3. Привлечь педагога-психолога, чтобы помочь ребенку сохранять эмоционально-психологический баланс.
Если родители говорят о своих эмоциях или ярком выражении эмоций ребенком, попробуйте воспользоваться психологическим приемом «чувствую – делаю». Спросите у родителя: «Что вы делаете, когда это чувствуете? Что вы чувствуете, когда ребенок так делает?». Такой вопрос поможет установить связь между чувствами и действиями, а также понять, насколько родитель адекватно себя ведет, когда сталкивается с эмоционально насыщенными ситуациями.
Ситуация 4. Родители и ребенок боятся посещать школу из-за пандемии коронавируса.
Если родитель приходит в маске и перчатках, даже если это не обязательно, в родительском чате рассылает тревожные сообщения о коронавирусе и призывает к бдительности, то необходимо разъяснить все меры, которые принимает школа, чтобы уберечь детей.
Только 13% школьников смогли без проблем адаптироваться к учебе на дистанте (по данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков)
Нужно выслушать позицию родителей и спросить, что именно вызывает у них опасение. Затем уточнить, как раньше родители справлялись с постоянными вспышками вирусных инфекций в школах. После этого следует подробно рассказать о тех мерах, которые принимает школа чтобы защитить детей.
Рекомендации родителям и педагогу:
1. Посоветовать родителям вспомнить, что им помогало в случае других инфекционных заболеваний, и сохранять спокойствие, ведь эмоциональные стрессы увеличивают риск заболеть.
2. Поручить педагогам соблюдать санитарные требования, обсуждать с родителями, которые беспокоятся за безопасность детей, все меры, которые принимает школа.