Цветовая схема: C C C C
Размер шрифта: A A A
Изображения:
  • 692512, г. Уссурийск, ул. Пушкина 5Б
  • +7 (4234) 34-28-45; 33‒51‒92
  • perfect-gimnazia@mail.ru

Права обучающихся

Количество просмотров: 960

Обзор законодательства подготовила Федосова Н.С., учитель обществознания, права, кандидат юридических наук/

Обучающийся – это лицо, осваивающее любую образовательную программу (п. 15 ст. 2 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ). К обучающимся относятся:

  •   воспитанники – лица, осваивающие образовательную программу дошкольного образования, основную общеобразовательную программу с одновременным проживанием или нахождением в образовательной организации;

  • учащиеся – лица, осваивающие образовательные программы начального общего, основного общего или среднего общего образования, дополнительные общеобразовательные программы;

  •  экстерны – лица, зачисленные в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации.

Перечень прав обучающихся в части 1 статьи 34 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ является открытым и может быть изменен нормативными правовыми актами РФ, а также локальными актами. К основным академическим правам учащихся относятся права на:

1.      выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, и формы получения образования;

2.      предоставление условий для обучения с учетом особенностей психофизического развития и состояния здоровья, в т. ч. получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции;

3.      обучение по индивидуальному учебному плану, в т. ч. ускоренное обучение в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами;

4.      выбор факультативных (необязательных для данного уровня образования, профессии, специальности или направления подготовки) и элективных (избираемых в обязательном порядке) учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность (после получения основного общего образования);

5.      освоение наряду с учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями) по осваиваемой образовательной программе любых других учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), преподаваемых в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке;

6.      зачет организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

7.      отсрочку от призыва на военную службу, предоставляемую в соответствии с Законом от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ;

8.      уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья;

9.      свободу совести, информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений;

10. каникулы – плановые перерывы при получении образования для отдыха и иных социальных целей в соответствии с законодательством об образовании и календарным учебным графиком;

11. перевод для получения образования по другой форме обучения в порядке, установленном законодательством об образовании;

12. перевод в другую образовательную организацию, которая реализует образовательную программу соответствующего уровня, в порядке, предусмотренном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;

13. участие в управлении образовательной организацией в порядке, установленном ее уставом;

14. ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, уставом, лицензией на осуществление образовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации, учебной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности в образовательной организации;

15. бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами, учебной, производственной, научной базой образовательной организации;

16. пользование в порядке, установленном локальными нормативными актами, лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и спорта;

17. развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в т. ч. в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях;

18. бесплатное опубликование своих работ в изданиях образовательной организации;

19. поощрение за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности.

В части 2 статьи 34 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ перечислены меры социальной поддержки и стимулирования, к которым относятся:

  • полное государственное обеспечение, в т. ч. обеспечение одеждой, обувью, жестким и мягким инвентарем, в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ;

  •  обеспечение питанием в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ;

  •  обеспечение местами в интернатах, а также предоставление в соответствии с Законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ и жилищным законодательством жилых помещений в общежитиях;

  •  транспортное обеспечение в соответствии со статьей 40 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;

  •  получение стипендий, материальной помощи и других денежных выплат, предусмотренных законодательством об образовании;

  •   иные меры социальной поддержки, предусмотренные нормативными правовыми актами РФ и нормативными правовыми актами субъектов РФ, правовыми актами органов местного самоуправления, локальными нормативными актами.

Обучающиеся и их родители в целях защиты своих прав могут обращаться в органы управления образовательной организации, комиссию по урегулированию споров и защищать свои права иными, не запрещенными законом способами (ст. 45 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).

Основная задача комиссии по урегулированию споров – улаживание разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование, в т. ч. в случаях применения локальных нормативных актов и обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания. Ее решения являются обязательными для исполнения всеми участниками образовательных отношений, но могут быть обжалованы в установленном законодательством РФ порядке.

Права детей-инвалидов на образование.

Право инвалидов на образование закреплено в статье 19 Закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ.

Ребенок-инвалид – это лицо, не достигшее 18 лет, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты (ст. 1 Закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ, ст. 54 СК РФ).

В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет – категория "ребенок-инвалид". Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством РФ.

Российской Федерацией ратифицирована Конвенция ООН о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г. (вступила в силу для России 25 октября 2012 г.). Согласно данному документу государства-участники соблюдают равное право инвалидов на образование.

В целях реализации права инвалидов на образование государства-участники: и способствуют поддержке со стороны сверстников и наставничеству; содействуют освоению жестового языка и поощрению языковой самобытности глухих;

·         содействуют освоению азбуки Брайля, альтернативных шрифтов, усиливающих и альтернативных методов, способов и форматов общения, а также навыков ориентации и мобильности;

·         способствуют поддержке со стороны сверстников и наставничеству;

·         обеспечивают обучение лиц, в частности слепых, глухих или слепоглухих детей, с помощью наиболее подходящих для них языков и методов и способов общения и в обстановке, которая максимальным образом способствует освоению знаний и социальному развитию.

Для детей-инвалидов (а также обучающихся, нуждающихся в длительном лечении), которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования организуется на дому или в медицинских организациях (ч. 10 ст. 66 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ). Регламентация и оформление отношений образовательной организации и родителей в этом случае определяется нормативным актом субъекта РФ.

Права обучающихся с ОВЗ и их родителей.

Дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, препятствующие получению образования без создания специальных условий, входят в категорию "дети с ограниченными возможностями здоровья" (далее – ОВЗ). Присвоение такого статуса происходит в порядке, отличающемся от присвоения статуса инвалида.

На лиц с ОВЗ распространяются все основные права, обязанности и социальные гарантии обучающихся, перечисленные в статье 34 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.

К этой категории обучающихся относятся дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии (ст. 1 Закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ).

Кроме того, дети с ОВЗ имеют право:

·         на создание специальных условий;

·         дополнительные меры социальной поддержки;

·         полное государственной обеспечение при проживании в интернате (ч. 7 ст. 79 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ);

·         обеспечение питанием.

Для реализации указанных прав требуется заключение психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК) о присвоении статуса лица с ОВЗ.

 Именно данное заключение, согласно пункту 23 Положения, утвержденного приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082, является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией рекомендованных в заключении условий для обучения и воспитания детей. Для родителей заключение носит рекомендательный характер.

При этом согласно пункту 25 Положения, утвержденного приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082 родители имеют право:

·         присутствовать при обследовании детей в ПМПК, обсуждении результатов обследования и вынесении комиссией заключения;

·         высказывать свое мнение относительно рекомендаций по организации обучения и воспитания детей;

·         получать консультации специалистов ПМПК по вопросам обследования детей в комиссии и оказания им психолого-медико-педагогической помощи;

·         получать информацию о своих правах и правах детей;

·         обжаловать в случае несогласия заключение территориальной комиссии в центральную ПМПК.

Комиссия обязана проинформировать родителей ребенка о дате, времени, месте и порядке проведения обследования, а также об их правах и правах ребенка, связанных с проведением обследования, в 5-дневный срок с момента подачи документов для проведения обследования (п. 17 Положения, утвержденного приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082).

В частности, пункт 1 части 5 статьи 5 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ обязывает федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления создавать необходимые условия:

·         для получения без дискриминации качественного образования лицами с ОВЗ;

·         для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для лиц с ОВЗ языков, методов и способов общения;

·         максимально способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию лиц с ОВЗ, в т. ч. посредством организации инклюзивного образования.

Создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования и успешную социализацию для лиц с ОВЗ, а также расширение возможностей обучения детей с ОВЗ в неспециализированных образовательных учреждениях, входит в перечень целевых ориентиров развития системы образования. Об этом прямо говорится в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.

Права обучающегося и его родителей при получении общего образования в форме семейного образования.

Законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ для ребенка, получающего общее образование в форме семейного образования, а также для родителей несовершеннолетних обучающихся, выбравших форму семейного образования, установлен ряд прав:

1.      Родители несовершеннолетних обучающихся имеют право дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье. При выборе родителями несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования и формы обучения учитывается мнение ребенка.

2.      Ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации.

3.      Допускается сочетание различных форм получения образования (в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования и самообразования) и форм обучения (очной, очно-заочной или заочной формы).

4.      Родители несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на методическую, психолого-педагогическую, диагностическую и консультативную помощь без взимания платы, в т. ч. в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры.

5.      Образовательные организации, родители несовершеннолетнего обучающегося, обеспечивающие получение им общего образования в форме семейного образования, обязаны создать условия для ликвидации академической задолженности и обеспечить контроль ее своевременной ликвидации.

6.      Лица, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования либо обучавшиеся по образовательной программе, не имеющей государственной аккредитации, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе. Указанные лица, не имеющие основного общего или среднего общего образования, вправе бесплатно пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию основной общеобразовательной программе.

7.      При прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе. Академические права возникают у экстерна с момента зачисления в образовательную организацию для прохождения промежуточной аттестации и (или) государственной итоговой аттестации.

8.      Экстерны могут рассчитывать на получение при необходимости социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции.

9.      Обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академическую задолженность, продолжают получать образование в образовательной организации (ч. 10 ст. 58 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).