03.03.2022
Количество просмотров: 523
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
Эти материалы помогут вам сориентироваться в том объеме информации, которая окружает каждого человека в современном мире. Уметь разбираться и проверять достоверность информации — одна из важных компетентностей, помогающих обеспечить психологическую безопасность и сохранить психическое здоровье.
Сегодня интернет — это не только «кладовая» по созданию, хранению, обмену и получению информации, различных знаний и умений. Несмотря на разнообразие полезной и интересной информации, существует опасность столкновения с различным рисками, к которым относится и ложная информация.
Стремительное развитие интернет-пространства привело к рождению такого понятия, как фейк. Это слово все чаще употребляется на телевидении, радио или просто в межличностном общении. Изначально термин применялся исключительно в отношении интернет-пространств, однако с каждым днем слово набирало популярность, пока не укоренилось во всех сферах жизни современного человека.
Фейки создаются и запускаются в оборот со следующими целями:
• создание социальной напряженности;
• дезинформация, предоставление заведомо ложных, сфабрикованных «фактов»;
• мошенничество;
• повышение трафика в социальных сетях и/или сайтах;
• продвижение товаров и услуг, «накрутка» рейтинга.
Новостные сайты и социальные сети заполняются новостями про события в мире шоу-бизнеса, «высшего света», преступления, события и происшествия, вызывающие глубокий эмоциональный отклик в сознании людей. Подобные новости не всегда фактически неверны, но по сути подменяют новостную повестку и картину дня для массового пользователя.
• По сравнению с обычными новостями фейк распространяется гораздо быстрее благодаря вбросам. При этом среднее время жизни фейка значительно меньше — в среднем, фейк «живет» 3-4 дня.
• Довольно легко создать сайт, изображающий интернет-СМИ, наполняемый автоматически новостями по определенной теме, которые автоматически собираются с других сайтов. Такое квази-СМИ относительно нетрудно зарегистрировать в
«Яндекс.Новостях» и других новостных агрегаторах, и даже зарегистрировать как СМИ в Роскомнадзоре. На этом квази-СМИ можно даже создать посещаемость различными методами накрутки, продвинуть его в поисковиках и т.п.
• Подобные квази-СМИ распознаются по минимальному присутствию своих собственных авторских материалов, а чаще всего на 100% состоят из новостей, автоматически собранных из иных источников.
4. РАЗОВЫЕ СТРАНИЦЫ
• Часто для разовых вбросов используются не постоянно работающие квази-СМИ, а одноразовые сайты, состоящие из нескольких страничек, но имеющие вид страницы СМИ, аналитического издания. Ссылки на такую публикацию даются из социальных сетей — тематических групп или страниц, специально созданных для имитации «канала» данного несуществующего СМИ. Здесь используется простое соображение, что глубже одной ссылки массовый читатель всё равно не будет погружаться.
• Разовые страницы распознаются с помощью сервисов вида whoisinform.ru, помогающих установить время создания страницы, его владельцев (или факт сокрытия владельцев).
Довольно часто эти одноразовые страницы для вброса имитируют известные читателю СМИ, оформляются в дизайне, содержат логотипы новостных и аналитических сервисов («Ведомостей», «CNN» и т.п.). Зачастую такие вбросы специально делают трансграничными — первый вброс делается за рубежом, на иностранном хостинге, по-английски, в дизайне известного западного СМИ, для придания большей достоверности в глазах отечественного читателя.
• Профиль не заполнен вовсе или заполнен частично, лишен индивидуальных черт.
• Отсутствуют фотографии или присутствуют в незначительном количестве. Фотографии не отображаютличность человека и не дают о нем сколь-нибудь четкого представления.
• Профиль заполнен от заведомо выдуманного, несуществующего персонажа (например, от имени героя фильмов).
• На «стене» преобладают репосты, не связанные единством тем и источников, по сути — это спам.
• Для этого скопируйте ссылку на изображение, перейдите на страницы поиска изображений в популярных поисковиках (https://yandex.ru/images/ и https://www.google.ru/imghp) и, выбрав опцию «Поиск по картинке», укажите адрес проверяемого изображения. В браузере Google Chrome эта возможность встроена изначально — при клике правой кнопкой мыши по изображению предлагается вариант «Найти картинку в Google».
• Изучите результаты поиска, в которых будут как дубликаты проверяемого изображения, так и похожие на него картинки - таким образом можно проследить, было ли изображение модифицировано (проще говоря, дорисовано ли на нем).
Если проверяемое изображение подается как свежее и иллюстрирует какую-либо новость (особенно скандальную), а дубликаты были опубликованы значительно ранее
— то изображение фейковое.А если изображение было новостным поводом, то фейком является и сама новость.
• Изучите историю новости. Есть ли у нее первоисточник? Ссылается ли прочитанная вами новость на какие-либо иные источники? Подтверждается ли приведенная информация из иных независимых источников?
• Есть ли у информации, приведенной в новости, персонифицируемый источник, или она подается анонимно, абстрактно (например, «большинство наших читателей считает...», «как заявляют многие ученые...»)? Если у информации источник есть, то насколько он компетентен именно в той области, которой посвящена статья (например, мнение генерала спецназа о развитии экономики вряд ли может считаться экспертным)?
• Если один и тот же новостной повод «обрушился» на вас из множества источников сразу, тем более, в однообразной подаче, то речь идет о вбросе фейка.
• В случае сомнений подвергайте информацию критическому анализу: какой может быть цель ее опубликования? Какой реакции на нее ждут от вас лично? Кому и зачем может быть нужно вызывание именно такой массовой реакции?
• намеренная дезинформация пользователей о каких-либо фактах событиях для так называемого хайпа — привлечения внимания в целях зарабатывания денег;
• формирование у потребителя информации определенного взгляда на вещи;
• проведение мошеннических и жульнических операций;
• открытое оскорбление определенных лиц;
• агитация;
• троллинг (чаще всего фейк в таких случаях создается для развлечения и самоутверждения путем участия в спорах, дискуссиях);
• реклама определенного продукта или обход лимитов для спама (ведь в большинстве социальных сетей действуют ограничения на добавление друзей и рассылку писем);
• желание сохранить анонимность и конфиденциальность, «не светить» личной информацией;
• личные мотивы (например, желание закомплексованного пользователя иметь двойника, который отличается другим имиджем).
Большую опасность в последнее время представляет появление в интернете фейковой информации, направленной на вовлечение несовершеннолетних в совершение противозаконных, противоправных проявлений, к участию в различного рода несанкционированных действиях. Схема действия деструктивных групп проста: выброс недостоверной, часто «шокирующей» информации, нагнетание негатива путем добавления новостей, подтверждающих фейковую информацию, поиск «виновных» в случившемся и, как итог, призыв к активным действиям (участие в митингах, демонстрациях, акциях протеста).
В сложившейся ситуации родителям важно проводить профилактическую работу в двух направлениях:
1. Обучать детей навыкам и компетенциям в сфере формирования цифровой гигиены, безопасного использования интернет- пространства, распознавания опасного контента, фейковой информации.
2. Проводить беседы / мероприятия в целях правового просвещения и воспитания детей, направленное на осознание не только прав, но и обязанностей по отношению к себе и окружающим, своему здоровью и безопасности в онлайн-пространстве.