Цветовая схема: C C C C
Размер шрифта: A A A
Изображения:
  • 692512, г. Уссурийск, ул. Пушкина 5Б
  • +7 (4234) 34-28-45; 33‒51‒92
  • perfect-gimnazia@mail.ru

ДЕТИ С ПРОСТРАНСТВЕННО- ОБРАЗНЫМ МЫШЛЕНИЕМ

20.12.2019

Количество просмотров: 240

Правополушарные дети – эмоциональные и творческие. Они требуют иных, чем принято, условий обучения. Посмотрите, какие это дети и воспользуйтесь советами, чтобы понять, какие условия им необходимы.

Запомните особенности правополушарных дети

Когда ученик читает, считает, головной мозг задействует оба полушария. Каждое из них выполняет свою роль и при этом может быть более активным, или полушария будут включаться одинаково. Человека с доминированием левого полушария условно называют левополушарным, правого – правополушарным, без доминантного полушария – амбидекстром.

Доминантность полушария определяют по специальным пробам. Они основаны на выделении моторной (руки и ноги), слуховой, зрительной, тактильной (прикосновение) асимметрии. Доминирующее полушарие определяет тип мышления ребенка. Если доминирует левое полушарие – у ребенка логико-вербальное мышление, если правое – то мышление пространственно-образное.

Мыслят от общего к частному

В то же время учебные программы в школе построены от частного к общему (буква, слог, слово). Получается, что в школе правополушарные дети заведомо входят в группу риска. Они обучаются не на своем языке, а на языке левополушарных, то есть изначально менее успешны.

Остро реагируют на эмоциональный стресс

Если ребенок волнуется или переживает, его учебные результаты могут сильно ухудшиться. Он может забыть то, что хорошо знал. Внешне это выглядит, как будто ребенок вдруг перестал соображать; отвлекается, уходит в себя. Это происходит потому, что даже небольшая стрессовая ситуация вызывает перевозбуждение правого полушария и снижает активность левого.

Правополушарные дети – открытые, непосредственные, творческие (поют, рисуют, придумывают, лепят), любят свободный выбор. Для них очень важны отношения с педагогом и одноклассниками. Они должны ощущать, что их любят, что они ценны для окружающих. Жесткое давление со стороны взрослых, авторитарный контроль – стрессогенны для них.

Правополушарные дети визуалы и кинестетики

Для них важны зрительные образы, яркие цвета. В то же время им необходимо постоянно что-то делать руками – резать, лепить, рисовать. Если на уроке не дать им возможности что-то поделать, они будут действовать в своем внутреннем мире.

Бывают трудности с памятью и вниманием

Ученикам тяжело произвольно что-то запомнить. Память у них – визуально-кинестетическая. Функция программирования и контроля может созревать позже, чем у левополушарных. Это будет проявляться в невнимательности, забывчивости и неорганизованности.

Изучаем  возможные трудности обучения

Так как письму и чтению вы обучаете от частного к общему, то у правополушарных детей возникают ошибки: зеркальное письмо, пропуск букв, трудности при сливании слогов в слова. Дети могут не различать звуки по твердости/мягкости, звонкости/глухости. Краткий пересказ делают с трудом.

Им трудно выполнять абстрактные задания, заучивать определения, понятия, символы. Например, выучить части речи им будет нелегко. А когда появятся члены предложения, то ситуация может ухудшиться – дети будут путать части речи и члены предложения. Ученики долго учат правила, забывают исключения. Когда решают задачи, с трудом раскладывают решение на отдельные действия, хотя при этом будут давать верный ответ.

Могут быть трудности с пространственной организацией (право-лево, верх-низ) и действиями, которые требуют этих умений. Например, читать географическую карту или использовать знаки больше/меньше. Хотя задание при этом ребенок понял верно.

Использовать необходимо  рекомендации психолога

Чтобы правополушарный ребенок был успешен в учебной деятельности, родители должны воспользоваться  рекомендациями: удерживать внимание с помощью образов в речи, использовать  прием «оживление букв и цифр», показывать  общую схему изучаемого, потом рассматривать детали, применять  упражнения, чтобы синхронизировать работу полушарий.

Предотвращаем  стрессовые ситуации на уроке

Детям с ведущим правым полушарием объективно труднее, чем другим. Если ребенок что-то не понимает или не умеет делать хорошо – это уже стресс для него. В таких случаях можно использовать приемы «зато» и «потом»: «… зато ты очень стараешься», «потом у тебя все получится».

Удерживаем  внимание с помощью образов в речи

Важный инструмент сохранения внимания ребенка на уроке – речь учителя. Она должна быть яркой, насыщенной метафорами, сравнениями и образами: зрительными, слуховыми, двигательными, обонятельными.

Используем  прием «оживление букв и цифр», когда обучаем грамоте, письму, счету; прием «отчеркивание»

Задаем детям вопросы: На что похожа буква, цифра? Какой у нее характер (модница, шалунья)? Она мальчик или девочка? Что можно с ней делать (если буква или цифра похожа на предмет)?

Пример

Буква Л похожа на гриву лошадки. Лошадка хочет, чтобы у нее была красивая грива. Давай напишем всю строчку красивых грив для лошадок, чтобы они могли ими гордиться. Цифра 1 – как палка с сучком. С ней можно ходить за грибами, а можно отбиваться от злых собак.

Правополушарные дети склонны пропускать буквы, путать их со сходными элементами, например, прописные буквы Б и Д. Важно научить их проверять себя. Для этого можно использовать прием «отчеркивание». На первом этапе написанный текст сначала читают по слогам и отчеркивают слоги карандашом прямо в тетради. Когда дети хорошо научатся это делать, можно карандашом просто проводить между слогами, а потом свести проверку только к проговариванию. По такой схеме ребенок учится искать свои ошибки.

Обратите внимание

Правополушарные дети лучше запоминают непроизвольно в игре, практической деятельности. Важную информацию можно пропевать несколько раз, простукивать, дополнять мысленной картинкой

Показываем  общую схему, когда начинаем  изучать новую тему, потом рассматриваем  детали

Или изучаем общее правило, а потом отрабатываем  его в частных ситуациях. Желательно, чтобы правило было не только зрительно представлено, но и эмоционально. Полезно рассказывать истории, приводить примеры из жизни. Они придадут теме, правилу эмоциональную окраску. Позже через эмоции ребенок вспомнит тему или правило.

Выводим  на уровень осознания то, что ученик путает право-лево, верх-низ

Правополушарный ребенок может не осознавать, что делает ошибки, а важно, чтобы он понимал, что путает понятия. Например, «ты не решил семь примеров из-за одной ошибки – одни действия совершил снизу вверх, другие, как и надо, сверху вниз». Иногда этого бывает достаточно. В зависимости от развития самоконтроля кто-то раньше, кто-то позже перестает путать. При этом важно, что ребенок понимает – ошибка у него на самом деле одна, а не семь. Если такой прием не помогает, то следует маркировать цветом «верх» и «право».

Повышаем обязательно  учебную мотивацию

Правополушарные дети склонны к творчеству, им трудно выполнять однообразные монотонные задания. Предлагаем  ребенку выполнять такие задания цветными карандашами. Другой прием – предложить школьнику выбрать задание из двух равнозначных, выбрать и подчеркнуть лучшую букву, слово, предложение. Используем разнообразные поощрительные наклейки. Даем  их, если ребенок старается. Красивая обложка тетрадки с такими наклейками, на которую ребенок посмотрит перед началом работы, повысит его мотивацию.

Обратите внимание

У правополушарных детей – наглядно-образное мышление. Используем на уроках зрительные опоры: палочки, кассы букв

Применяем упражнения, чтобы синхронизировать работу полушарий головного мозга

Упражнения и задания, в которых одновременно работают оба полушария, за счет чего они синхронизируются, полезны не только правополушарным детям, но и левополушарным. Синхронизация работы полушарий благоприятно воздействует на ученика: улучшает контроль мозга за работой физиологических систем, способность концентрировать внимание, управлять им, а также эмоциями.

Примеры упражнений

«Лезгинка». Левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону. Кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. После этого одновременно сменить положение правой и левой рук. Повторить 5–6 раз.

«Ухо – нос». Левой рукой взяться за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук с точностью до наоборот.

«Змейка». Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть к себе. Можно предложить детям двигать тем пальцем, который назовешь.

«Зеркальное рисование». Рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы.

«Колечко». Поочередно и очень быстро перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем указательный, средний, безымянный, мизинец. Сначала можно каждой рукой отдельно, потом одновременно двумя руками.

Чтобы синхронизировать работу полушарий, полезно заниматься музыкой – играть на аккордеоне или фортепиано. Когда прослушиваем музыку, задействуем правое полушарие, а считываем ноты – левое. Кроме того, правой и левой руке надо «договариваться» друг с другом, чтобы сыграть произведение.

Для учеников с ведущим правым полушарием важен контекст действий, а не сами действия. Поэтому важно дополнять задания вопросами типа: «Где это происходит? Зачем это нужно? Как это выглядит? Как это можно использовать на практике?».


                                                                                     Швед О.С., учитель начальных классов