Цветовая схема: C C C C
Размер шрифта: A A A
Изображения:
  • 692512, г. Уссурийск, ул. Пушкина 5Б
  • +7 (4234) 34-28-45; 33‒51‒92
  • perfect-gimnazia@mail.ru

Функциональная грамотность

Приоритетной целью государственной образовательной политики стало вхождение России в десятку лидеров стран по качеству общего образования. Для этого необходимо, чтобы российские школьники показывали высокие результаты в международных исследованиях по оценке качества образования. В таких исследованиях большую ценность имеет сформированность функциональной грамотности учеников.

Примером международной оценки функциональной грамотности учащихся 15-летнего возраста является PISA – международная программа по оценке образовательных достижений (Programme for International Student Assessment). Оценку проводит Организация экономического сотрудничества и развития (OECD – Organization for Economic Cooperation and Development). Главный вопрос, на который отвечает исследование: обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, которые необходимы для полноценного функционирования в современном обществе – для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Новые ФГОС НОО и ООО предусматривают, что школа должна создавать условия, которые позволят сформировать функциональную грамотность учащихся – способность решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных и метапредметных (универсальных) способов деятельности. Это создаст основу дальнейшего успешного образования и ориентации подростка в мире профессий (п. 34.2 ФГОС НООп. 35.2 ФГОС ООО).

ФГОС СОО включает функциональную грамотность для решения практических задач в предметные результаты по химии, физике и биологии (п. 9.6 ФГОС СОО).

Для школьников функциональная грамотность полезна тем, что позволяет использовать школьные знания в повседневной жизни. Для этого задания на уроке надо «оформлять» в жизненные ситуации. Поскольку нет отдельного предмета «функциональная грамотность», любой предмет, курс, модуль – это ресурс для развития навыков и умений учащегося, которые пригодятся ему в дальнейшей взрослой жизни.


Документы  по развитию функциональной грамотности:


С сентября 2021 года федеральное ведомство запустило пилотный проект по усиленной работе в сфере развития функциональной грамотности. Учителя и методисты из 43 регионов постоянно участвовали в обучающих вебинарах, которые проводили специалисты ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» (ИСРО РАО). Дополнительную помощь оказывали местные методические центры. Сообщите педагогам, что они могут обращаться за консультацией и методической поддержкой в местные центры. Специалисты помогут разобраться с входной диагностикой, расскажут, как лучше интегрировать упражнения из банка заданий в учебный процесс, подскажут, как разработать индивидуальный образовательный маршрут для отстающих учеников.

Обучающие материалы по функциональной грамотности опубликовали на сайте ИСРО РАО. Список всех мероприятий указан в циклограмме.

В банке есть задания по всем направлениям функциональной грамотности. Дополнительно специалисты ИСРО РАО готовят общие методические рекомендации по развитию функциональной грамотности у учеников. Сейчас уже разработали отдельные методички по каждому направлению – опубликовали на сайте ИСРО РАО.

Методические рекомендации по формированию функциональной грамотности учеников 5–9-х классов с использованием открытого банка заданий

Читательская грамотность                                     Математическая грамотность

Естественно - научная грамотность                      Глобальные компетенции

Финансовая грамотность                                       Креативное мышление