Цветовая схема: C C C C
Размер шрифта: A A A
Изображения:
  • 692512, г. Уссурийск, ул. Пушкина 5Б
  • +7 (4234) 34-28-45; 33‒51‒92
  • perfect-gimnazia@mail.ru

«Если ребенку не хватает внимания»: лайфхаки для родителей и учителей

07.02.2020

Количество просмотров: 3888

Родители беспокоятся, что они недостаточно общаются с ребенком, когда они помногу времени проводят на работе или занимаются бытом. Однако дети могут недополучать внимание взрослых и когда они непосредственно общаются с ними. Мама читает ребенку книжку, но параллельно отходит мешать суп на плите и проверяет смартфон.

Ребенок стремится получить концентрированное внимание взрослого, потому что для него это подтверждение того, что он нужен и интересен. Взрослые стремятся дать больше внимания ребенку, однако часто оно расфокусировано. В результате у родителей и педагогов возникает чувство тревоги, будто они что-то «недодали». Рассказываем о техниках, которые помогут систематически «насыщать» детей вниманием. Это позволит создать условия, в которых у ребенка будет формироваться адекватная самооценка.

Когда ребенку не хватает внимания 

Среди признаков нехватки внимания взрослых у ребенка – капризы, агрессия, психосоматические заболевания

Детям часто не хватает внимания взрослых, даже когда те стараются чаще находиться рядом с ними. Это происходит, когда взрослый утомлен и не в состоянии поддерживать игру или чрезмерно сосредоточен на рабочих и бытовых заботах – даже когда он ими не занимается. Ребенку может не хватать общения со взрослым в семье, когда в ней несколько детей, или в группе детского сада, когда на одного педагога приходится много воспитанников. В этих случаях ребенок ожидает, что взрослый будет концентрироваться только на нем, но это невозможно, ведь взрослому приходится «разрываться» между несколькими задачами. Также родители могут считать, что у них с ребенком нет общих интересов, и потому не проявлять искреннего любопытства к увлечениям ребенка.

Какие техники помогут «насытить» ребенка вниманием взрослого

В случаях, когда родители  чувствуют, что детям не хватает общения с ними, предложите им применять техники, которые «насыщают» ребенка вниманием взрослого. Они помогут снять напряжение, повысят уровень доверия, помогут проработать негативные эмоции у детей. Техники можно использовать в стрессовых ситуациях, периодически или ежедневно.

Для родителей подходят все техники из картотеки: «Разговорчики на сон», «Минутки внимания», «Пуповинка», «Минутки нежности» и другие. При этом важно подбирать те из них, которые приятны и ребенку, и взрослому – иначе ребенок считает напряженное состояние родителя, и техника будет бесполезна.

Для  педагогов подойдут техники «Зеркало», «Поддавки». Технику «Плакат достижений» они могут использовать для всей группы. Также воспитатели могут применять технику «Разговорчики на сон» перед тихим часом с ребенком, которому необходимо дополнительное внимание, или с несколькими детьми – при условии, что каждый из них выскажется. Дети эмоционально воспринимают эту технику, поэтому следует быть готовым к тому, что общение займет время.

«Разговорчики на сон»

Предложите ребенку в вечернее время или перед сном вспомнить, что интересного случилось за день. Перечислите хорошие события, которые произошли с вами сегодня и дайте ребенку высказаться. Техника поднимет вам и ребенку настроение. Вы сконцентрируетесь на положительных сторонах, резюмируете происходящее и дадите ребенку веру в то, что каждый день чем-то хорош. Также техника поможет вам лучше узнать друг друга и найти точки взаимных интересов.

Минутки внимания

Сообщите ребенку, что сейчас начинаются ваши «минутки внимания» друг к другу. Засеките на таймере три минуты и в это время полностью сконцентрируйтесь на ребенке. В течение трех минут не отвлекайтесь на раздражители – звонки, уборку. Когда время истечет, скажите ребенку об этом, но если вы разыграетесь и захотите продлить время – это не возбраняется. Техника позволяет насытить ребенка родительским вниманием. Используйте ее несколько раз в день.

Пуповина

Используйте технику «Пуповинка», когда ребенок каким-то образом отдаляется от вас: например, когда он переселяется в другую комнату или в качестве утренней традиции перед детским садом. Возьмите длинную ленту или моток плотных ниток, приклейте на конец нитки или ленты одно сердечко, второе приклейте в полуметре от первого. Разрешите ребенку отмотать от клубка небольшое расстояние, а затем перерезать ножницами нить или ленту. Расскажите ребенку, что эта лента с сердечками – символ того, как бесконечна ваша любовь к нему, и что он, пока держит это сердечко, должен знать, что вы рядом и всегда поддержите его. Положите ленточку ребенку в кармашек.

Зеркало

Техника «Зеркало» поможет «настроиться» на ребенка, глубже понять его мотивы, действия и настроения. Поиграйте с ребенком: попробуйте скопировать его позу и движения, сымитируйте его речь и звуки, которые он издает. После этого предложите ребенку скопировать вас в ответ. Используйте эту технику, только когда ребенок в хорошем настроении, иначе он может подумать, что вы пытаетесь его передразнить.

Поддавки

Периодически давайте ребенку почувствовать себя «взрослым» с помощью игры в поддавки. Предложите ребенку поучить вас что-нибудь делать или просто поддавайтесь ему, изобразите, что ничего не умеете самостоятельно. Спросите у ребенка, как сделать простую вещь. Дети гордятся своими навыками, и им важно, когда взрослые с ними советуются, учитывают их мнение. Это связано с детской иллюзией, что взрослый всемогущ, может делать только то, что хочет, и ему все легко дается.