2 ноября 2023 02:11
Количество просмотров: 775
Отвечает директор гимназии Ижко О.Д.
В школах вводят трудовое воспитание, в какой форме оно будет осуществляться ?
В августе скорректировали Закон об образовании и расширили формулировку определения «воспитание». Теперь оно направлено еще и на формирование у школьников трудолюбия, ответственного отношения к труду и его результатам (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
Одновременно изменили норму о привлечении обучающихся к труду. Как и раньше, трудовое воспитание возможно в рамках образовательной программы. А если вне ее – то в соответствии с трудовым законодательством. Получается, что если раньше на такой труд требовалось согласие родителя, то теперь согласие не нужно, но необходимо заключить трудовой договор. Его можно оформить с несовершеннолетним, если он достиг 16 лет. До этого возраста надо соблюсти ограничения. А если ученику 14 и меньше лет, то еще и получить согласие родителя (ст. 63 ТК). Дополнительно надо направить ученика на обязательный предварительный медосмотр (ст. 69 ТК).
В Закон добавили и новые обязанности для школы и учеников. Ранее законодатель обязывал школьников только бережно относиться к имуществу организации (п. 5 ч. 1 ст. 43 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Сейчас трудовое воспитание -это часть программы воспитания ( содержать свое рабочее место в порядке, следить за чистотой в классе, дежурство и т.д.). Сейчас мы в школе разрабатываем Положение о трудовом воспитании.
Однако все еще действуют ограничения, указанные в пункте 2.10.4 СП 2.4.3648-20. Нельзя привлекать детей:
Варианты активностей в нашей школе: прежде всего учебный труд на уроках, выполнять домашнее задание, проводить экологические субботники, дежурить в классе и в общих пространствах, помогать с организацией работы в лабораториях, работать в школьном театре, волонтерство.
ФГОС основного образования описывает обязательные личностные результаты в трудовом воспитании. Например, способность инициировать, планировать и самостоятельно решать практические задачи технологической и социальной направленности. Школа обязана обеспечить такой опыт для детей. Личностные результаты трудового воспитания предусмотрены ФГОС средней школы. Это готовность к труду, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность.
Трудовое воспитание не идет в ущерб качеству образовательного процесса. Дети не пропускают занятия, не выбирают, участвовать в трудовом процессе или сделать домашние задания к урокам.
Мы организовали единый процесс – обучение никак не страдает от воспитательной работы в школе.
В нашей школе нет такого понятия как школьная форма, есть Положение о школьной одежде и деловом стиле, где рекомендовано направление одежды. Это не обязательно платья, сарафаны и пиджаки одного цвета, покроя и стиля. Нужно придерживаться одному цветовому фону и соблюдать деловой стиль. Даже если, платье или пиджак в тоненькую полоску или горошек ребята могут приходить в школу. В комплект школьной одежды входят блузка, жилет, пиджак, кардиган, джемпер, свитер, рубашка, платье, брюки. Главное- не должно быть на одежде надписей, аппликаций, вызывающих рисунков. Родители в начале сентября обращались ко мне за разъяснениями, почему требования к одежде стали строже при переходе в другой корпус. Мы по каждому обращению разбирали вопрос по одежде. Но согласитесь, что если ребенок ходит практически в домашней одежде, -это нарушение. Обратите внимание на одежду ребенка.
Вообще планируются единые требования к школьной форме. Во втором полугодии 2024 года эксперты Роскачества представят окончательную редакцию стандарта на форму для школы. Производители, которые захотят маркировать свою продукцию как «школьная форма», должны будут и обязаны исполнять требования нового ГОСТа.
Стандарт определяет ассортимент одежды, который входит в эту категорию, и предъявляет требования к форме, ее материалам, а также к маркировке изделий. В комплект формы будет также входить блузка, жилет, пиджак, кардиган, джемпер, свитер, рубашка, платье, брюки и шорты. Среди требований к одежде ГОСТ выделяет гигроскопичность – способность поглощать водяные пары, воздухопроницаемость и уровень токсичности материалов. Эксперты хотят, чтобы одежда была стойкой к разрыванию, истиранию, размер формы не должен меняться после пяти стирок, а ее материалы должны быть устойчивыми к окрашиванию.
А у нас в школе ребятам даже очень нравится быть красивыми, аккуратными и подтянутыми. Посмотрите фотографии – какие красивые дети !
Родители в разводе, мама требует не давать информацию о ребенке, не разрешать встречаться в школе с ребенком, правомерно ли ?
Нет, это не законно. Отец ребенка наравне с матерью имеет право получать информацию о содержании образования, успеваемости ребенка, а также информацию о всех видах планируемых обследований учащихся. Он вправе давать согласие на проведение любых обследований ( психолого-педагогических) или участие в таких обследованиях, отказываться от их проведения или участия в них. Он может получать информацию о результатах проведенных обследований, успеваемости учащихся. Эти права защищает пункт 6 части 3 статьи 44 Закона об образовании.
Факт, что родители в разводе, для школы значения не имеет. Если отец не лишен родительских прав и не ограничен в них – он представляет интересы ребенка. Другой родитель не должен препятствовать общению ребенка с другим родителем или ограничивать (ч. 1 ст. 61 СК, ст. 64 СК, ч. 1 ст. 66 СК). Школа вмешиваться в споры родителей не может. Любые конфликтные ситуации они должны решать между собой.
Чтобы избежать спорных ситуаций, сразу берем согласие от обоих родителей. Если возникла конфликтная ситуация, при которой родители имеют противоположное мнение призываем разрешить спорные вопросы самостоятельно.
Нужно ли запрашивать у родителей учеников согласие на обработку персональных данных для школьного этапа ВсОШ, зачем опять заполнять формы ?
Да, нужно. Школа обязана запросить согласие на обработку персональных данных для внесения сведений.
Независимо от этапа олимпиады родители несовершеннолетних участников должны подтвердить, что они знакомы с порядком проведения мероприятия, и представить организатору согласие на сбор, хранение, использование, распространение и публикацию персональных данных своего ребенка, а также его олимпиадной работы.
Подать согласие нужно за три дня до начала этапа ВсОШ. Такие требования устанавливает пункт 25 Порядка, утвержденного приказом Минпросвещения от 27.11.2020 № 678. Ребята должны участвовать в олимпиадах конкурса, это повышает самооценку учащегося, формирует функциональную грамотность.
Промежуточную аттестацию проводим со второго класса в конце каждого учебного периода по каждому учебному предмету (пп. 19.40 ФОП НОО). Школа вправе организовать административную диагностику результатов первого года обучения по учебной дисциплине, базовым навыкам взаимодействия, адаптации к классу. Итоговая промежуточная аттестация – это личностный результат достижений за год ребенка.
Как изменилась система оценки в связи с ФОП?
Сейчас мы выстраиваем единую систему оценивания на трех уровнях образования НОО, ООО и СОО по ФОП. Это важно, бывает ребенок переходит из начальной школы и не может освоить требования учителя-предметника, возникает адаптационная проблема. В федеральных программах определили критерии, как оценивать предметные результаты. Школа должна предусмотреть и учесть описание особенностей оценки по каждому предмету. По ФОП оценивать образовательный процесс необходимо, чтобы достигать планируемые результаты, обеспечивать обратную связь, которая поможет вовлечь в оценочную деятельность педагогов и обучающихся. Часто родителей волнует вопрос отметок и они считают, что правильно будет так или по-другому, как они видят, -оценивать ребенка. Распространенная жалоба родителей на учителей – оценки. Сегодня можно встретить подобное заявление: «Я сам проверил у ребенка пересказ параграфа и считаю, что он знает на пятерку... ». Такие родители – не эксперты в сфере образования, но считают, что знают больше, чем учителя.
Теперь учитель обязан строго следовать критериям по своему предмету исходя из федеральной образовательной программы. Критерии, по которым школа должна оценить предметные результаты, – применение, знание, понимание, функциональность. Такие критерии распространяются на уровень ООО, СОО. Применение – использовать материал, который изучили, когда необходимо решить учебные задачи различной сложности и степени новизны. Знание и понимание – трактовать терминологию, понятия, идеи, применять процедуры и алгоритмы. Функциональность – осознанно использовать читательские умения, контекст, знания и умения. На школьном сайте разместили Положение о нормах оценивания учащихся в образовательной организации, которое разработано в соответствии с законодательством и ФОП в разделе «Образование», почитайте, в нем все расписано подробно. На родительских собраниях мы будем возвращаться к этому вопросу.
Старшеклассники теперь изучают историю по единым учебникам ?
Минпросвещения предложило, чтобы в 2023/24 учебном году старшеклассники изучали историю по единым учебникам. Цель – повысить качество образования и укрепить духовно-нравственные ценности школьников.
Ведомство представило единый комплект учебных материалов по истории. В комплект входят:
В Минпросвещения подчеркнули, что материалы соответствуют федеральной рабочей программе по истории базового уровня в ФОП СОО. Их уже поместили в ФПУ (приказ Минпросвещения от 21.07.2023 № 556).
Еще Минпрос включило в учебники разделы о современной политической ситуации, причинах СВО и вхождении в состав Российской Федерации новых субъектов.
Для тех ребят, кто сдает ЕГЭ по истории у нас разработан курс внеурочной деятельности для изучения предмета на профильном уровне.
Анонсировали переход на единые учебники. Полный переход российских школ на единые учебники по всем общеобразовательным предметам планируется в течение пяти лет.
Дать лекарства ребенку по просьбе родителей – можно или нельзя?
Нет, разрешено только, при условии, что в школе есть штатный врач. У нас в штате нет врача.
Прием лекарств – это медицинское вмешательство. Его вправе выполнять только работники с медицинским образованием (пп. 5, 8 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ). Учитель или воспитатель не имеет права давать лекарства.
Советуем родителям обратиться в медицинскую организацию и приглашать медицинского работника, чтобы выдавать ребенку лекарство, после получения от родителей:
Все эти документы вкладываются в медицинскую карту ребенка (форма № 026/у-2000).
Поэтому, если вы попросите учителя или воспитателя дать таблетку, то сотрудники вам откажут и будут правы.
Какую категорию школьников планируют на медосмотры ?
В октября в плане медицинской работы предусмотрены медосмотры для определенной группы школьников по году рождения. Профилактические и другие виды медосмотров несовершеннолетних может проводить только медицинская организация (пп. 7, 3, 4 Порядка, утв. приказом Минздрава от 10.08.2017 № 514н), она определяет очередность.
Медорганизация проводит осмотры обучающихся на территории школы или на базе медорганизации, с которой заключен договор .п. 10 Порядка, утв. приказом Минздрава от 10.08.2017 № 514н.).
Полученные результаты осмотра обучающихся медработник вносит в медицинскую карту каждого ребенка по форме № 026/у-2000. Елена Николаевна, фельдшер, учитывает группу здоровья ребенка при организации образовательного процесса и уроков физкультуры. Школьный фельдшер работает по медицинским картам детей и если родители еще не предоставили карту, то фельдшер не должна допускать учащегося до уроков физкультуры, и в таком случае направлять на медосмотр в поликлинику. Уважаемые родители ! Кто еще не предоставил медицинскую карту, поторопитесь, медработник обязан будет направить учащегося на медосмотр в поликлинику во второй четверти.
Может ли школа не допустить до уроков физкультуры ?
Да, может. Обучение физкультуре отличается от других предметов формой одежды, уровнем физической нагрузки учеников. Например, минимум 70 процентов времени урока должны занимать физические упражнения (п. 2.10.3 СП 2.4.3648-20).
Чтобы избежать травм и обострения заболеваний во время уроков физкультуры, необходимо проверить состояние здоровья и определить медицинскую группу. Кроме того, в 2023 году законодательно установили порядок допуска детей до занятий физкультурой (Федеральный закон от 13.06.2023 № 256-ФЗ). С 1 сентября 2023 года учитель не вправе пускать школьника в спортивный зал без справки по результатам профилактического осмотра.
Учитель определяет содержание урока по группам здоровья школьников. В зависимости от состояния здоровья выделяют три медицинские группы для занятий физкультурой: основную, подготовительную и специальную. Ее определяет медработник после изучения медкарты или ежегодного профилактического осмотра и указывает в медицинском заключении (п. 2 приложения № 3 к Порядку, утв. приказом Минздрава от 10.08.2017 № 514н).
В школу привели заболевшего ребенка ?
Сразу скажу, что это очень плохо как для самого ребенка, так и для окружающих его детей. Немедленно, до прихода родителей, при выявлении заболевшего ребенка - изолируем его от других детей.. Проветриваем кабинет, где он находился. Рабочее место, за которым сидел обучающийся, и предметы, которые его окружали, обрабатываются дезинфицирующим средством. Организуется влажная уборка и кварцевание. Роспотребнадзор советует использовать бактерицидный облучатель рециркуляторного типа (письмо Роспотребнадзора, Минпросвещения от 07.02.2020 № 02/1814-2020-23, СК-32/03). У нас такие лампы в каждом классе.
Мы всегда обращаемся к родителям с просьбой не приводить ребенка с признаками ОРВИ ( чихает, кашляет, насморк), но родители мотивируют, что нет температуры, обязаны принять, а температура может после обеда начинать подниматься. Ребенок половину дня в школе, уже заражены другие дети, болеют учителя.
Нет отметок по ОРКСЭ в 4 классе ?
Учитель не выставляет отметки, потому что уроки по курсу ОРКСЭ безотметочные. Учитель использует оперативный контроль: систематизированные упражнения и тестовые задания разных типов. Например, ведение тетради, домашняя работа, исследовательская работа, проект, творческая работа, тест, устный ответ, письменный ответ. Система оценивания по ОРКСЭ зафиксирована в Положении об особенностях преподавания ОРОКСЭ в разделе «Образование» на школьном сайте. Оценить освоение курса учитель может с помощью системы «зачет-незачет». (письмо Минобрнауки от 22.08.2012 № 08-250).
Учитель начальных классов рекомендует зарегистрироваться на портале программы «Орлята России» ?
«Орлята России» – это программа развития активности учеников начальной школы, которую разработали в рамках национального проекта «Образование». Цель программы – удовлетворить потребности младших школьников в социальной активности, поддержания и развития интереса к учебным и внеурочным занятиям. В программе есть готовые методические разработки по каждому треку и занятию. Трек проекта включает в себя серию тематических занятий, на которых проводят творческие, игровые, дискуссионные, спортивные и развивающие занятия для школьников. Программа развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России» рекомендована Министерством просвещения для внеурочной деятельности в рамках обновленных ФГОС НОО (письмо от 05.07.2022 № ТВ-1290/03). Чтобы пройти регистрацию в программе, вам понадобятся СНИЛС ребенка.
Семь содержательных треков программы в «Орлята России»:
1. Орленок – Эрудит. Для поддержания интереса к получению новых знаний, знакомство обучающихся с разными способами получения информации.
2. Орленок – Доброволец. Для знакомства обучающихся с понятиями «доброволец», «волонтер», «благотворительность» и мотивации детей к волонтерской деятельности.
3. Орленок – Мастер. Для знакомства детей с профессиями.
4. Орленок – Спортсмен. Для поддержания здорового образа жизни, мотивации к занятиям спортом.
5. Орленок – Хранитель исторической памяти. Для знакомства с историческими событиями своей малой родины и страны в целом, укрепления семейных ценностей.
6. Орленок – Эколог. Для знакомства с экологической культурой, экологическими проблемами.
7. Орленок – Лидер. Для сплочения класса и получения навыков совместной деятельности.
19 мая мы запланировали торжественное мероприятие для учащихся начальных классов «Прием в Орлята». Узнать все о программе вы можете на школьном сайте, где размещен Q-код «Орлята России». В федеральной программе много предлагается конкурсов, олимпиад, победителей ждут награды и поездка в лагерь «Орленок».Как противостоять кибербуллингу в школе ?
По данным Минцифры каждый второй школьник становится жертвой кибербуллинга.
Прежде всего детям нужно рассказать, что такое кибербуллинг, потому что часто ни дети, ни родители не понимают, что оскорбления другого ребенка посредством смс, вацап можно отнести к интернет-травле. Ученикам надо объяснить, что кибербуллинг отличается от социальной или физической травли. Это оскорбительные или обидные комментарии на странице жертвы, фотокарикатуры, смс- послания, унизительные коллажи или фотожабы, которые прилетают ученику вечером, когда он приходит домой. Нужно рассказать детям, что в случае получения таких смс необходимо делать скриншоты оскорбительных обращений, и если это оскорбление от одноклассника, то учитель будет разбирать этот случай, с целью предотвратить дальнейшие действия агрессора. Если ребенок стал жертвой кибербуллинга -приходите, будем разбираться. Пока я не слышала в нашей школе о такой проблеме, но лучше не замалчивать. Если ребенок стал жертвой кибербуллинга, то он не может сосредоточиться на учебе, у него падает самооценка. У нас в школе запланирована серия занятий с детьми по кибербезопасности, где инспектор ПДН расскажет детям об ответственности за оскорбления в интернете.
Могут ли родители знакомиться с текстами контрольных работ?
Да, могут.
Родители вправе знакомиться с текстами контрольных работ, так как работы – часть содержания образования (п. 4 ч. 3 ст. 44 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Допустим, родитель просит учителя показать ошибки в работе, - это правомерно и учитель обязан показать работу, более того учитель обязан после контрольной работы ознакомить с оценками, особенно, если работа выполнена «неудовлетворительно».
При этом родители учеников не могут давать свою оценку содержанию или сложности контрольных работ, так как организатором учебного процесса является учитель. Педагог вправе выбирать формы, средства и методы обучения (п. 2 ч. 3 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Главное, чтобы они были педагогически обоснованы.
Учитель дал домашнее задание на выходные ?
Прямого запрета задавать задание на каникулы или выходные дни нет. Но закон определяет каникулы как академическое право учеников на отдых от образовательной деятельности (подп. 11 п. 1 ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Поэтому домашние задания могут носить только рекомендательный характер.
Также школа может самостоятельно закрепить в локальном акте, как выдавать домашние задания для 2–11-х классов на выходные дни. Однако объем домашних заданий не должен по времени выполнения превышать затраты, которые определяет СанПиН (таблица 6.6 СанПиН 1.2.3685-21). На выходные дни домашние задания не задаются во 2–5-х классах кроме предметов, на изучение которых отводится 1 или 2 учебных часа в неделю, например такие предметы как биология, география, история.
Почему ребенок не может сразу сделать домашнюю работу, чтобы пораньше уйти домой ?
Не может. Ребенок находится в школе полный день, после уроков нужна смена деятельности , а именно погулять, посетить кружки, просто отдохнуть. Все это расписано в Методических рекомендации по продленке, направленными письмом Минпросвещения от 10.04.2023 № 03-652. У нас в школе сформирована модель ГПД в соответствии с СанПиНом. Дети во второй половине дня должны отдохнуть, посетить внеурочную деятельность, дополнительное образование и потом приступить к выполнению домашних заданий..Причем, на выполнение уроков также отводится определенное количество времени, которые определяет СанПиН (таблица 6.6 СанПиН 1.2.3685-21. Мы регламентированы этими документами, должны следить, чтобы не было большой нагрузки. Поэтому воспитатель не может сразу приступить к выполнению домашних заданий. Если вы забираете ребенка рано, то должны понимать, что уроки ребенок не успел выполнить.