Цветовая схема: C C C C
Размер шрифта: A A A
Изображения:
  • 692512, г. Уссурийск, ул. Пушкина 5Б
  • +7 (4234) 34-28-45; 33‒51‒92
  • perfect-gimnazia@mail.ru

ВОПРОС О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ

7 декабря 2020 05:12

Количество просмотров: 1331

Российские школьники тратят на домашнее задание в среднем 4,5 часа в день. Это данные исследования Организации экономического сотрудничества и развития. 4,5 часа – усредненный показатель, то есть может быть и больше. Но и он нарушает требования СанПиН, которые ставят верхнюю планку в 3,5 часа на домашку в старших классах. Чтобы выяснить, как обстоит дело в реальности, собрались за круглым столом ( все педагоги школы).С коллегами мы поговорили, как в школе регулируют вопросы домашнего задания, какие проблемы есть, обсудили пути решения. С  заместителем директора по УВР Латанской Ольгой Михайловной  мы обсудили, как в гимназии обстоит дело с домашним заданием, какие проблемы видит администрация и как их решает. А еще побеседовали с учениками гимназии, чтобы посмотреть на вопрос глазами школьника.

Вопрос 1. Как в нашей школе регулируется объем домашнего задания?

Регулировать или нет – вот в чем вопрос.

Этим вопросом задаются многие школы. С одной стороны, требования к времени, которое школьники должны тратить на домашнее задание, зафиксированы в СанПиН. Те же требования перекочевали в новый нормативный акт, который вступит в силу 1 января 2021 года, – Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам.

С другой стороны – этих границ явно недостаточно. Педагогам сложно регулировать объем заданий, которые они лично дают на дом, а ведь нужно еще и согласовать этот объем с коллегами. Поэтому логичным кажется фиксация определенных требований к домашним работам на уровне школы. Поэтому в этом году мы подготовили Положение о домашнем задании ( по ссылке внизу).

Вопрос 2. Есть ли предметы, по которым не рекомендуете задавать домашнюю работу?

Домашнее задание можно не давать.

 Домашние задания по ИЗО, музыке, технологии, физкультуре не задают в большинстве школ. Причем где-то это рекомендация администрации, а где-то – норма локального акта. Все эти предметы предполагают развитие творческих или физических навыков и умений школьников. Поэтому давать обязательное к выполнению домашнее задание по ним значит загонять учеников в рамки, убивать учебную мотивацию. Но есть ситуации, когда учитель физкультуры вынужден задавать работу на дом ученику ( реферат, сообщение, доклад), потому что ученик систематически забывает форму и в итоге накопляемость оценок низкая. Да. конечно, классные руководители работают с учениками, родителями, но с некоторыми учащимися  эта ситуация повторяется из урока в урок.

Вопрос 3. Существует ли проблема с объемом домашнего задания или жалобы родителей и школьников обусловлены ленью и нежеланием учиться?

Невыдуманная проблема.

Конечно, такая проблема существует. И ответ на него вряд ли вас удивит. Действительно, домашние задания, а точнее их количество и объем, стали настоящей проблемой. Чем больше домашки, тем менее она эффективна. К сожалению, далеко не все педагоги это понимают. Готова ли наша школа к работе без домашних заданий? Не думаю, что это так. Но мы точно готовы к разумному подходу, дифференцированным и индивидуальным работам.  Родители часто жалуются на объем домашних заданий по английскому языку, дети делают уроки по английскому в группах продленного дня часто до 1,5 часов. Регламентировать объем домашних заданий сложно. Каждый ребенок развивается со своей скоростью. СанПиН определяем нам время подготовки к урокам, но педагоги понимают, что есть собранные, мотивированные на успех в учебе дети, а есть совсем другие, когда ученика воспитатель группы продленного дня  пытается  «усадить за уроки » долгое время. Сейчас при выполнении домашних заданий  воспитатель должен решить конкретную задачу,  которую ставит учитель, такой вариант позволит научить детей поэтапной деятельности. Очень часто учителя  ( например английского языка) договариваются с детьми, что если они будут плодотворно работать в течение недели, то домашних заданий на выходные не будет. Чаще всего договор работает. Дети понимают ответственность и заботу о себе.

Вопрос 4. Поделитесь своим взглядом на домашнее задание: обязательно ли его давать, как регулировать объем, нужна ли методическая поддержка педагогам, стоит ли вообще заострять внимание на домашних заданиях.

Педагоги часто превышают требования к объему домашних заданий и даже не замечают этого. Из-за этого дети не успевают отдохнуть, а родители приходят жаловаться администрации. Я постоянно требую от учителей вспомнить о СанПиН и не перегружать школьников.

«Все, что не успели в классе, пойдет на дом», «вы плохо себя вели, поэтому на дом задам не три, а шесть упражнений». Когда педагог говорит эти фразы, он действует импульсивно, наказывает школьников домашним заданием. Но чаще всего не понимает, что наказывает он в первую очередь себя. Ведь именно ему потом придется проверять гору тетрадей.  По результатам внуришкольной проверки  хочется сказать, что  наши учителя не всегда соблюдают требования СанПиН.  

Для учеников объемные домашние задания становятся стрессом, дети просто не успевают отдохнуть. Или списывают из сборников готовых домашних работ.  Кстати, этим грешат новенькие, прибывшие из других школ.  Такие дети  долго привыкают, что в школе ежедневный контроль за выполнением домашних заданий  и учитель видит списанную работу. .В этом случае вся работа становится бесполезной и  поэтапно приучаем детей трудиться.

Если такое повторяется регулярно, к ситуации с домашней работой подключаются родители. Кто-то просто делает домашку вместе с детьми, а порой и за ребенка, кто-то поднимает  вопрос  в родительских чатах, а кто-то идет жаловаться администрации. В итоге домашние задания, которые выходят из-под контроля, становятся проблемой для всех. Школьники не вникают в них из-за объема, уставшие после рабочего дня родители вынуждены помогать детям, педагогам приходится проверять бесполезные работы в тетрадях, а вам – выслушивать бесконечный поток жалоб со всех сторон.

При этом суммарный объем домашнего задания, которое можно задавать школьникам разных возрастов, четко регламентируют СанПиН и новый порядок обучения в школе п. 10.30 СанПиН 2.4.2.2821–10, приказ Минпросвещения от 28.08.2020 № 442. Но эти требования часто просто учитель  игнорирует  и объясняет тем. что его  задача выполнить программу.  Другая проблема – учителя одного класса не согласуют друг с другом объем домашнего задания, который задают.

Вернуть домашние задания в рамки требований –  наша комплексная задача, но потратить время на ее решение в наших интересах и учителей, и родителей, и учеников. Так мы  снизим нагрузку и на школьников, и на учителей, успокоим  родителей. Домашние задания снова станут эффективным инструментом текущего контроля и формирования учебной мотивации, а не трудовой повинностью, на которую все махнули рукой.

Выстроить работу в школе поможет  новое Положение о домашнем задании» Пожалуйста, ознакомьтесь с Положением .