30.01.2019
Количество просмотров: 633
Расскажите о причинах детского воровства, и что делать, если ребенок украл.- с таким вопросом часто обращаются родители к учителю.
Помогаем родителям определить причину воровства и стратегию поведения по отношению к детскому воровству. Чтобы не усугубить ситуацию в случае воровства, родители должны придерживаться нескольких правил.
Три основные причины детского воровства
Важно
Если родители своевременно не объяснили разницу между понятиями «свое» и «чужое», ребенок будет демонстрировать асоциальное поведение
Есть мнение, что воровать могут только дети из неблагополучных семей. Но это не так: проблема актуальна для всех, в том числе для подростков из обеспеченных семей. Выделяют три основные причины детского воровства.
Сильное желание владеть понравившейся вещью. Ребенку очень хочется игрушку, заколку, пирожок или конфету, смартфон. При этом он понимает, что совершил нечто предосудительное, но устоять не может. Объясняется это тем, что дети не в состоянии полностью контролировать свое поведение. У детей еще не созрели мозговые структуры, которые отвечают за самоконтроль. Они еще только формируются и полностью созреют к 19–21 году, а то и позже. Именно поэтому подростки часто бывают несдержанны, что порой приводит к проблемам с законом. У них просто не развита функция самоконтроля – знают, как надо, но удержать себя не в силах.
Психологическая неудовлетворенность ребенка. Если дома не все благополучно (например, родители вечно заняты, им нет дела до проблем и интересов ребенка, они его отвергают), то подросток будет искать утешение вне семьи. Чтобы завоевать популярность и уважение сверстников, такой ребенок готов на многое. А здесь уж – как повезет, какая компания попадется. Но надо учитывать: тот, кто не получил в семье навыка доверительного, принимающего общения, вряд ли попадет в благополучную компанию.
Недостаток развития нравственных представлений и воли. Освоение норм, нравственное развитие ребенка происходит под влиянием окружающих – сначала родителей, а потом и сверстников. Все зависит от предлагаемых ценностей. Если родители своевременно не объяснили детям разницу между понятиями «свое» и «чужое», если ребенок растет безответственным, не умеет сопереживать и ставить себя на место другого, то он будет демонстрировать асоциальное поведение.
Внимание
Ребенок, не нашедший поддержки и понимания в семье, может начать воровать и вне семьи
ПРИМЕР. Кирилл живет и воспитывается в полной семье. Любое его желание родители немедленно выполняли. Но вот у Кирилла появилась младшая сестра. В семье ей стали явно уделять больше внимания, а с мальчиком начали общаться, как со взрослым человеком, позабыв о том, что он еще ребенок.
Воровство может быть способом самоутверждения. Ребенок , таким образом, хочет обратить на себя внимание, завоевать расположение тех, кто дорог. Ему необходимо почувствовать собственную значимость, а других возможностей у него нет; он не знает других способов. Ребенок, не нашедший поддержки и понимания в семье, может начать воровать и вне семьи. Так произошло и в ситуации с Кириллом.
Как выяснилось из беседы с родителями, они иногда видели у сына свои вещи – потерянные, как им казалось. Кирилл пытался таким способом привлечь к себе внимание родителей. Их реакцией на такое поведение сына был крик. Но, как известно, крик блокирует канал восприятия – слух. Ребенок просто не воспринимал сказанные родителями слова. Все рассмотренные причины воровства в той или иной степени проявились в поведении Кирилла: желание иметь диск с мультфильмами и неразделение понятий «свое», «чужое», а главное – психологическое неблагополучие.
Общая стратегия поведения родителей по отношению к детскому воровству должна зависеть от причин совершенного ребенком поступка. Но в любом случае необходимо помнить, что появление такого тревожного сигнала, как кража, свидетельствует о том, что ребенку не хватает любви и внимания.
Какие ошибки в воспитании провоцируют детское воровство
Внимание
Воровство – это сигнал о том, что в семье что-то неблагополучно.
Родители часто не задумываются о том, что тот стиль воспитания, которого они придерживаются, может провоцировать проблемное поведение ребенка. Перечислим ошибки в воспитании, которые могут провоцировать воровство.
Нет последовательности в воспитании. В одной ситуации ребенка наказывают, а в другой – закрывают глаза на проступок, грозились наказать, но не наказали. Сюда же относится несогласованность требований взрослых – папа разрешает, а мама запрещает.
Двойная мораль. Слова родителей расходятся с делом. Например, родители внушают ребенку, что брать чужое нельзя, а сами приносят с работы то, что плохо лежит. Ребенок искренне верит в авторитет и непогрешимость родителей, поэтому следует их примеру, а потом долго не может понять, за что его ругают, если он поступает, как мама и папа.
Вседозволенность, воспитание ребенка в стиле «кумир семьи». Ребенок растет с мыслью «я самый лучший», он не считается с мнением других людей, ориентируется лишь на свои желания и интересы. Такие дети, попадая в коллектив сверстников, продолжают вести себя так же, как и в семье, но очень быстро получают от детей «обратную связь» – с ними не хотят общаться. Они искренне не понимают, почему брать то, что им хочется, нельзя. А родители начинают обвинять других детей в пагубном влиянии на их «чудо-ребенка».
СПРАВКА
Профилактическая работа с детьми
Чтобы проблема «взять чужое», «взять без спроса» не имела продолжения в дальнейшем, прочитайте с детьми рассказ Н. Носова «Огурцы» – о том, как мальчик за компанию со своим старшим приятелем своровал с колхозного поля огурцы.
Когда мама велит сыну вернуть огурцы, тот отказывается, боясь, что его застрелит сторож. Мама на это отвечает – пусть лучше у нее никакого сына не будет, чем будет сын-вор.
Самым страшным для мальчика был не мамин гнев, не страх перед сторожем и его ружьем, а осознание того, что он совершил нечто такое, из-за чего мама его больше не любит. Хорошо, что мама оставила ему возможность искупить свою вину, иначе отчаяние от безысходности разрушило бы уверенность в себе. Оставляя ребенка один на один с проступком, отрекаясь от него, мы можем только усугубить проблему, вызвав отчаяние вместо раскаяния и желание оставить все как есть или сделать еще хуже. Необходимо разделить с ребенком ответственность, помочь ему исправить положение.
Уважаемые родители! Будьте внимательны к детям, не старайтесь сразу оправдать своего ребенка и обвинить другого, мол, на вашего ребенка кто-то плохо влияет. Получили сигнал – разберите ситуацию с ребенком дома, обсудите её и расставьте нужные акценты. Учителя всегда готовы помочь вам.
Памятка "Рекомендации для родителей "Как реагировать, если ребенок украл."