Количество просмотров: 580
На вопрос отвечает Латанская Ольга Михайловна, заместитель директора по УВП.
Школьная дезадаптация определяется специалистами как "любые затруднения, нарушения, отклонения, возникающие у ребенка под влиянием школьных воздействий или спровоцированные учебной деятельностью, учебными неуспехами". К причинам возникновения школьной дезадаптации относят низкий уровень психологической готовности ребенка к школе, его низкий социальный статус, дисгармоничность семейного воспитания (эмоциональное отвержение ребенка, доминирующая и потворствующая гиперпротекция и др.).
Неготовность детей к школьному обучению выражается:
• в неспособности понимать особую роль учителя, школьника;
• непонимании учебной задачи;
• неумении сотрудничать со взрослыми и сверстниками;
• неадекватном отношении к себе.
Поэтому в предшкольный период для ребенка очень важным является безусловное принятие его родителями (законными представителями). Важно, чтобы не только ребенок был готов к поступлению в школу, но и родители (законные представители) были готовы к оказанию поддержки ему в сложной для него ситуации первого класса.
Как может проявляться школьная дезадаптация ?
Школьная дезадаптация может проявляться:
• в неуспешности ребенка в обучении по программам, выражающаяся в хронической неуспеваемости, а также в недостаточности и отрывочности общеобразовательных сведений без системных знаний и учебных навыков (когнитивный компонент школьной дезадаптации);
• постоянные нарушения эмоционально-личностного отношения к отдельным предметам, обучению в целом, педагогам, а также к перспективам, связанным с учебой (эмоционально-оценочный, личностный компонент школьной дезадаптации);
• систематически повторяющиеся нарушения поведения в процессе обучения и в школьной среде (поведенческий компонент школьной дезадаптации).
У большинства детей отмечаются все перечисленные проявления школьной дезадатации. Однако преобладание того или иного компонента зависит от возраста и этапа личностного развития ребенка, а также от причин, лежащих в основе формирования школьной дезадаптации.
Что включает психологическая готовность к школе ?
Психологическая готовность ребенка к обучению в школе включает в себя следующие компоненты:
• интеллектуальную готовность;
• личностную готовность ребенка к школе;
• социально-психологическую готовность;
• эмоционально-волевую готовность.
Интеллектуальная готовность к школе предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Обобщая исследования Л.И. Божович, Л.А. Венгера, А.Л. Венгера, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, О.М. Дьяченко, И.В. Дубровиной, Р.С. Немова, Е.Е. Сапоговой и многих других авторов, можно сказать, что развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает:
• дифференцированное восприятие;
• аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец);
• рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии);
• логическое запоминание;
• интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;
• овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов.
Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов – способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. У ребенка должна быть определенная широта образных и пространственных представлений, соответствующее речевое развитие, познавательная активность.
Под личностной и социально-психологической готовностью понимают сформированность новой социальной позиции ("внутренняя позиция школьника"); формирование группы нравственных качеств, необходимых для учения, произвольности поведения, качеств общения со сверстниками и взрослыми.
Личностная готовность ребенка к школе, по мнению Е.Е. Кравцовой, проявляется в произвольности поведения, сформированности общения, самооценки и мотивации учения.
Анализируя предпосылки, необходимые для успешного овладения учебной деятельностью, Д.Б. Эльконин коллеги выделили следующие параметры:
• умение детей сознательно подчинить свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия;
• умение ориентироваться на заданную систему требований;
• умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;
• умение самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.
Эмоционально-волевую готовность считают сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действия, прилагать усилия к его реализации, преодолевать препятствия. У него формируется произвольность психических процессов.
По мнению группы ученых, начало школьного обучения предполагает наличие у ребенка высокого уровня развития произвольной и эмоционально-волевой регуляции, проявляющейся в умении:
• самостоятельно совершать действия и поступки;
• приобретать знания, находить способы решения в трудных ситуациях;
• контролировать себя, управлять своим поведением.
Недостаточное развитие эмоционально-волевой сферы затрудняет обучение ребенка в школе, вызывает ряд трудностей, проявляющихся в импульсивных формах поведения, неадекватной реакции на трудности в учении, неумении трудиться, слушать и понимать учителя.