Редакция
от 1 янв 2017
Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н
В соответствии с пунктом 22 Правил разработки, утверждения и
применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от
22 января 2013 года № 23 (Собрание законодательства Российской Федерации,
2013, № 4, ст.293),
приказываю:
1.
Утвердить прилагаемый профессиональный
стандарт "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного,
начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель,
учитель)".
2.
Установить, что профессиональный
стандарт "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного,
начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель,
учитель)" применяется работодателями при формировании кадровой
политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации
работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и
установлении систем оплаты труда с 1 января 2015 года.
Министр
М.Топилин
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
6 декабря 2013 года,
регистрационный № 30550
Профессиональный
стандарт "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного,
начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель,
учитель)"
1 |
|
Регистрационный номер |
I.
Общие
сведения
Дошкольное образование |
01.001 |
|
(наименование вида профессиональной
деятельности) |
Код |
|
Основная цель вида профессиональной
деятельности: |
||
Оказание образовательных услуг по основным
общеобразовательным программам образовательными организациями (организациями,
осуществляющими обучение) |
||
Группа занятий: |
2320 |
Преподаватели в средней школе |
3320 |
Персонал дошкольного воспитания и образования |
2340 |
Преподаватели в системе специального
образования |
3330 |
Преподавательский персонал специального обучения |
3310 |
Преподавательский персонал начального
образования |
||
(код ОКЗ) |
(наименование) |
(код ОКЗ) |
(наименование) |
Отнесение к видам экономической
деятельности:
80.10.1. |
Услуги в области дошкольного и начального общего образования |
80.21.1. |
Услуги в области основного общего и среднего (полного) общего образования |
(код КВЭД) |
(наименование вида экономической деятельности) |
Общероссийский классификатор видов
экономической деятельности.
II.
Описание
трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта
вида профессиональной деятельности)
Обобщенные трудовые функции |
Трудовые функции |
||||
код |
наименование |
уровень квалифи- |
наименование |
код |
уровень (подуровень) квалификации |
А |
Педагогическая деятельность по проектированию
|
6 |
Общепедагогическая функция. Обучение |
А/01.6 |
6 |
и реализации образовательного процесса
в |
Воспитательная деятельность |
А/02.6 |
6 |
||
организациях дошкольного, начального
общего, основного общего, среднего общего образования |
Развивающая деятельность |
А/03.6 |
6 |
||
В |
Педагогическая деятельность по проектированию
и реализации основных общеобразовательных |
5-6 |
Педагогическая деятельность по реализации
программ дошкольного образования |
В/01.5 |
5 |
программ |
Педагогическая деятельность по реализации
программ начального общего образования |
В/02.6 |
6 |
||
Педагогическая деятельность по реализации
программ основного и среднего общего образования |
В/03.6 |
6 |
|||
Модуль "Предметное обучение.
Математика" |
В/04.6 |
6 |
|||
Модуль "Предметное обучение. Русский
язык" |
В/05.6 |
6 |
III.
Характеристика
обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция
Наименование |
Педагогическая деятельность по проектированию
и реализации образовательного процесса в образовательных организациях
дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования
|
Код |
А |
Уровень квалификации |
6 |
Происхождение обобщенной |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
||
трудовой функции |
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Возможные наименования должностей |
Учитель, |
Требования к образованию и обучению |
Учитель: высшее образование или среднее
профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений
подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального
образования "Образование и педагогические науки" или в области,
соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее образование или среднее
профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по
направлению деятельности в образовательной организации; |
Требования к опыту практической работы |
Требования к опыту практической работы не предъявляются |
Особые условия допуска к работе |
К педагогической деятельности не допускаются лица: лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда; имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации; признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке; имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем |
Дополнительные характеристики
Наименование документа |
Код |
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
ОКЗ |
2320 |
Преподаватели в средней школе |
2340 |
Преподаватели в системе специального образования |
|
3310 |
Преподавательский персонал начального образования |
|
3320 |
Персонал дошкольного воспитания и образования |
|
3330 |
Преподавательский персонал специального обучения |
|
- |
Учитель |
|
ОКСО |
050000 |
Образование и педагогика |
Приказ
Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 года № 761н "Об утверждении
Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников
образования" (зарегистрировано в Минюсте России 6 октября 2010 года №
18638).
Общероссийский классификатор
специальностей по образованию.
3.1.1. Трудовая
функция
Наименование |
Общепедагогическая функция. Обучение |
Код |
А/01.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
||
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы |
Осуществление профессиональной деятельности в
соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных
стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования |
|
Участие в разработке и реализации программы
развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной
образовательной среды |
|
Планирование и проведение учебных занятий |
|
Систематический анализ эффективности учебных
занятий и подходов к обучению |
|
Организация, осуществление контроля и оценки
учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной
образовательной программы обучающимися |
|
Формирование универсальных учебных действий |
|
Формирование навыков, связанных с
информационно-коммуникационными технологиями (далее - ИКТ) |
|
Формирование мотивации к обучению |
|
Объективная оценка знаний обучающихся на
основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными
учебными возможностями детей |
|
Необходимые умения |
Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п. |
Объективно оценивать знания обучающихся на
основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными
учебными возможностями детей |
|
Разрабатывать (осваивать) и применять
современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов
развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде |
|
Использовать и апробировать специальные
подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех
обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся,
проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не
является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья |
|
Владеть ИКТ-компетентностями: |
|
общепользовательская ИКТ-компетентность; |
|
Организовывать различные виды внеурочной
деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную,
культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места
жительства и историко-культурного своеобразия региона |
|
Необходимые знания |
Преподаваемый предмет в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов и основной общеобразовательной программы, его истории и места в мировой культуре и науке |
История, теория, закономерности и принципы построения
и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни
личности и общества |
|
Основные закономерности возрастного развития,
стадии и кризисы развития, социализация личности, индикаторы индивидуальных
особенностей траекторий жизни, их возможные девиации, а также основы их
психодиагностики |
|
Основы психодидактики, поликультурного образования,
закономерностей поведения в социальных сетях |
|
Пути достижения образовательных результатов и
способы оценки результатов обучения |
|
Основы методики преподавания, основные
принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических
технологий |
|
Рабочая программа и методика обучения по
данному предмету |
|
Приоритетные направления развития
образовательной системы Российской Федерации, законов и иных нормативных
правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в Российской
Федерации, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей и
молодежи, федеральных государственных образовательных
стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, законодательства о
правах ребенка, трудового законодательства |
|
Нормативные документы по вопросам обучения и
воспитания детей и молодежи |
|
Трудовое законодательство |
|
Другие характеристики |
Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики |
3.1.2. Трудовая
функция
Наименование |
Воспитательная деятельность |
Код |
А/02.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
||
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды |
Реализация современных, в том числе
интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на
занятии, так и во внеурочной деятельности |
|
Постановка воспитательных целей,
способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и
характера |
|
Определение и принятие четких правил
поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и
правилами внутреннего распорядка образовательной организации |
|
Проектирование и реализация воспитательных
программ |
|
Реализация воспитательных возможностей
различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной,
художественной и т.д.) |
|
Проектирование ситуаций и событий,
развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и
ценностные ориентации ребенка) |
|
Помощь и поддержка в организации деятельности
ученических органов самоуправления |
|
Создание, поддержание уклада, атмосферы и
традиций жизни образовательной организации |
|
Развитие у обучающихся познавательной
активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей,
формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях
современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного
образа жизни |
|
Формирование толерантности и навыков
поведения в изменяющейся поликультурной среде |
|
Использование конструктивных воспитательных
усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении
вопросов воспитания ребенка |
|
Необходимые умения |
Строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей |
Общаться с детьми, признавать их достоинство,
понимая и принимая их |
|
Создавать в учебных группах (классе, кружке,
секции и т.п.) разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся, их
родителей (законных представителей) и педагогических работников |
|
Управлять учебными группами с целью
вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их
учебно-познавательную деятельность |
|
Анализировать реальное состояние дел в
учебной группе, поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу
|
|
Защищать достоинство и интересы обучающихся,
помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных
условиях |
|
Находить ценностный аспект учебного знания и
информации обеспечивать его понимание и переживание обучающимися |
|
Владеть методами организации экскурсий,
походов и экспедиций и т.п. |
|
Сотрудничать с другими педагогическими
работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач |
|
Необходимые знания |
Основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и федеральные государственные образовательные стандарты общего образования |
История, теория, закономерности и принципы
построения и функционирования образовательных (педагогических) систем, роль и
место образования в жизни личности и общества |
|
Основы психодидактики, поликультурного
образования, закономерностей поведения в социальных сетях |
|
Основные закономерности возрастного развития,
стадии и кризисы развития и социализации личности, индикаторы и
индивидуальные особенности траекторий жизни и их возможные девиации, приемы
их диагностики |
|
Научное представление о результатах
образования, путях их достижения и способах оценки |
|
Основы методики воспитательной работы,
основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных
педагогических технологий |
|
Нормативные правовые, руководящие и
инструктивные документы, регулирующие организацию и проведение мероприятий за
пределами территории образовательной организации (экскурсий, походов и
экспедиций) |
|
Другие характеристики |
Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики |
3.1.3. Трудовая
функция
Наименование |
Развивающая деятельность |
Код |
А/03.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
||
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития |
|
Оценка параметров и проектирование
психологически безопасной и комфортной образовательной среды, разработка
программ профилактики различных форм насилия в школе |
||
Применение инструментария и методов
диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка |
||
Освоение и применение
психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых
для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети,
социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации,
дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями
(аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети
с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с
зависимостью |
||
Оказание адресной помощи обучающимся |
||
Взаимодействие с другими специалистами в
рамках психолого-медико-педагогического консилиума |
||
Разработка (совместно с другими
специалистами) и реализация совместно с родителями (законными
представителями) программ индивидуального развития ребенка |
||
Освоение и адекватное применение специальных
технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу |
||
Развитие у обучающихся познавательной
активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей,
формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях
современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и
безопасного образа жизни |
||
Формирование и реализация программ развития
универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения,
навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях,
формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения |
||
Формирование системы регуляции поведения и
деятельности обучающихся |
||
Необходимые умения |
Владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья |
|
Использовать в практике своей работы
психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий
|
||
Осуществлять (совместно с психологом и
другими специалистами) психолого-педагогическое сопровождение основных
общеобразовательных программ |
||
Понимать документацию специалистов
(психологов, дефектологов, логопедов и т.д.) |
||
Составить (совместно с психологом и другими
специалистами) психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности
обучающегося |
||
Разрабатывать и реализовывать индивидуальные
образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и
индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и
возрастных особенностей обучающихся |
||
Владеть стандартизированными методами
психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей
обучающихся |
||
Оценивать образовательные результаты:
формируемые в преподаваемом предмете предметные и метапредметные компетенции,
а также осуществлять (совместно с психологом) мониторинг личностных
характеристик |
||
Формировать детско-взрослые сообщества |
||
Необходимые знания |
Педагогические закономерности организации образовательного процесса |
|
Законы развития личности и проявления
личностных свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития |
||
Теория и технологии учета возрастных
особенностей обучающихся |
||
Закономерности формирования детско-взрослых
сообществ, их социально-психологических особенности и закономерности развития
детских и подростковых сообществ |
||
Основные закономерности семейных отношений,
позволяющие эффективно работать с родительской общественностью |
||
Основы психодиагностики и основные признаки
отклонения в развитии детей |
||
Социально-психологические особенности и
закономерности развития детско-взрослых сообществ |
||
Другие характеристики |
Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики |
3.2. Обобщенная трудовая функция
Наименование |
Педагогическая деятельность по
проектированию и реализации основных общеобразовательных программ |
Код |
В |
Уровень квалификации |
5-6 |
Происхождение обобщенной трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
||
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Возможные наименования должностей |
Учитель, Воспитатель |
Требования к образованию и обучению |
Учитель: высшее образование или среднее
профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений
подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального
образования "Образование и педагогические науки" или в области,
соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее образование или среднее
профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по
направлению деятельности в образовательной организации; |
Требования к опыту практической работы |
Требования к опыту практической работы не предъявляются |
Особые условия допуска к работе |
К педагогической деятельности не допускаются лица: лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда; имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации; признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке; имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем |
Дополнительные характеристики
Наименование документа |
Код |
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
ОКЗ |
2320 |
Преподаватели в средней школе |
2340 |
Преподаватели в системе специального образования |
|
3310 |
Преподавательский персонал начального образования |
|
3320 |
Персонал дошкольного воспитания и образования |
|
3330 |
Преподавательский персонал специального обучения |
|
- |
Учитель |
|
ОКСО |
050000 |
Образование и педагогика |
3.2.1. Трудовая
функция
Наименование |
Педагогическая деятельность по реализации
программ дошкольного образования |
Код |
В/01.5 |
Уровень (подуровень) квалификации |
5 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
Х |
Заимствовано из оригинала |
||
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Участие в разработке основной общеобразовательной программы образовательной организации в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования |
Участие в создании безопасной и
психологически комфортной образовательной среды образовательной организации
через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание эмоционального
благополучия ребенка в период пребывания в образовательной организации |
|
Планирование и реализация образовательной
работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста в соответствии с
федеральными государственными образовательными стандартами и основными
образовательными программами |
|
Организация и проведение педагогического
мониторинга освоения |
|
детьми образовательной программы и анализ
образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста |
|
Участие в планировании и корректировке
образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по
результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого
ребенка раннего и/или дошкольного возраста |
|
Реализация педагогических рекомендаций
специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми,
испытывающими трудности в освоении программы, а также с детьми с особыми
образовательными потребностями |
|
Развитие профессионально значимых компетенций,
необходимых для решения образовательных задач развития детей раннего и
дошкольного возраста с учетом особенностей возрастных и индивидуальных
особенностей их развития |
|
Формирование психологической готовности к
школьному обучению |
|
Создание позитивного психологического
климата в группе и условий для доброжелательных отношений между детьми, в том
числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и
социальным слоям, а также с различными (в том числе ограниченными)
возможностями здоровья |
|
Организация видов деятельности,
осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте: предметной,
познавательно-исследовательской, игры (ролевой, режиссерской, с правилом),
продуктивной; конструирования, создания широких возможностей для развития
свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства
|
|
Организация конструктивного взаимодействия
детей в разных видах деятельности, создание условий для свободного выбора
детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов |
|
Активное использование недирективной помощи
и поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах
деятельности |
|
Организация образовательного процесса на
основе непосредственного общения с каждым ребенком с учетом его особых
образовательных потребностей |
|
Необходимые умения |
Организовывать виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте: предметная, познавательно-исследовательская, игра (ролевая, режиссерская, с правилом), продуктивная; конструирование, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечения игрового времени и пространства |
Применять методы физического,
познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста в
соответствии с образовательной программой организации |
|
Использовать методы и средства анализа
психолого-педагогического мониторинга, позволяющие оценить результаты
освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них
качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития на следующих уровнях
обучения |
|
Владеть всеми видами развивающих
деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной,
познавательно-исследовательской) |
|
Выстраивать партнерское взаимодействие с
родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста
для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их
психолого-педагогического просвещения |
|
Владеть ИКТ-компетентностями, необходимыми и
достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с
детьми раннего и дошкольного возраста |
|
Необходимые знания |
Специфика дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста |
Основные психологические подходы:
культурно-исторический, деятельностный и личностный; основы дошкольной
педагогики, включая классические системы дошкольного воспитания |
|
Общие закономерности развития ребенка в
раннем и дошкольном возрасте |
|
Особенности становления и развития детских
деятельностей в раннем и дошкольном возрасте |
|
Основы теории физического, познавательного и
личностного развития детей раннего и дошкольного возраста |
|
Современные тенденции развития дошкольного
образования |
|
Другие характеристики |
Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики |
3.2.2. Трудовая
функция
Наименование |
Педагогическая деятельность по реализации
программ начального общего образования |
Код |
В/02.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
Х |
Заимствовано из оригинала |
||
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Проектирование образовательного процесса на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учетом особенностей социальной ситуации развития первоклассника в связи с переходом ведущей деятельности от игровой к учебной |
Формирование у детей социальной позиции
обучающихся на всем протяжении обучения в начальной школе |
|
Формирование метапредметных компетенций,
умения учиться и универсальных учебных действий до уровня, необходимого для
освоения образовательных программ основного общего образования |
|
Объективная оценка успехов и возможностей
обучающихся с учетом неравномерности индивидуального психического развития
детей младшего школьного возраста, а также своеобразия динамики развития
учебной деятельности мальчиков и девочек |
|
Организация учебного процесса с учетом
своеобразия социальной ситуации развития первоклассника |
|
Корректировка учебной деятельности исходя из
данных мониторинга образовательных результатов с учетом неравномерности
индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста (в
том числе в силу различий в возрасте, условий дошкольного обучения и
воспитания), а также своеобразия динамики развития мальчиков и девочек |
|
Проведение в четвертом классе начальной
школы (во взаимодействии с психологом) мероприятий по профилактике возможных
трудностей адаптации детей к учебно-воспитательному процессу в основной школе
|
|
Необходимые умения |
Реагировать на непосредственные по форме обращения детей к учителю и распознавать за ними серьезные личные проблемы |
Ставить различные виды учебных задач
(учебно-познавательных, учебно-практических, учебно-игровых) и организовывать
их решение (в индивидуальной или групповой форме) в соответствии с уровнем
познавательного и личностного развития детей младшего возраста, сохраняя при
этом баланс предметной и метапредметной составляющей их содержания |
|
Во взаимодействии с родителями (законными
представителями), другими педагогическими работниками и психологами
проектировать и корректировать индивидуальную образовательную траекторию
обучающегося в соответствии с задачами достижения всех видов образовательных
результатов (предметных, метапредметных и личностных), выходящими за рамки
программы начального общего образования |
|
Необходимые знания |
Основные и актуальные для современной системы образования теории обучения, воспитания и развития детей младшего школьного возрастов |
Федеральные государственные образовательные
стандарты и содержание примерных основных образовательных программ |
|
Дидактические основы, используемые в
учебно-воспитательном процессе образовательных технологий |
|
Существо заложенных в содержании
используемых в начальной школе учебных задач обобщенных способов деятельности
и системы знаний о природе, обществе, человеке, технологиях |
|
Особенности региональных условий, в которых
реализуется используемая основная образовательная программа начального общего
образования |
|
Другие характеристики |
Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики |
3.2.3. Трудовая функция
Наименование |
Педагогическая деятельность по реализации
программ основного и среднего общего образования |
Код |
В/03.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
Х |
Заимствовано из оригинала |
||
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Формирование общекультурных компетенций и понимания места предмета в общей картине мира |
Определение на основе анализа учебной
деятельности обучающегося оптимальных (в том или ином предметном
образовательном контексте) способов его обучения и развития |
|
Определение совместно с обучающимся, его
родителями (законными представителями), другими участниками образовательного
процесса (педагог-психолог, учитель-дефектолог, методист и т.д.) зоны его
ближайшего развития, разработка и реализация (при необходимости)
индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной программы развития
обучающихся |
|
Планирование специализированного
образовательного процесса для группы, класса и/или отдельных контингентов
обучающихся с выдающимися способностями и/или особыми образовательными
потребностями на основе имеющихся типовых программ и собственных разработок с
учетом специфики состава обучающихся, уточнение и модификация планирования |
|
Применение специальных языковых программ (в
том числе русского как иностранного), программ повышения языковой культуры, и
развития навыков поликультурного общения |
|
Совместное с учащимися использование
иноязычных источников информации, инструментов перевода, произношения |
|
Организация олимпиад, конференций, турниров
математических и лингвистических игр в школе и др. |
|
Необходимые умения |
Применять современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы |
Проводить учебные занятия, опираясь на
достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной
физиологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий
и методик обучения |
|
Планировать и осуществлять учебный процесс в
соответствии с основной общеобразовательной программой |
|
Разрабатывать рабочую программу по предмету,
курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ и
обеспечивать ее выполнение |
|
Организовать самостоятельную деятельность
обучающихся, в том числе исследовательскую |
|
Разрабатывать и реализовывать проблемное
обучение, осуществлять связь обучения по предмету (курсу, программе) с
практикой, обсуждать с обучающимися актуальные события современности |
|
Осуществлять контрольно-оценочную
деятельность в образовательном процессе |
|
Использовать современные способы оценивания
в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных
форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся) |
|
Использовать разнообразные формы, приемы,
методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам,
ускоренным курсам в рамках федеральных государственных образовательных
стандартов основного общего образования и среднего общего образования |
|
Владеть основами работы с текстовыми
редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами,
мультимедийным оборудованием |
|
Владеть методами убеждения, аргументации
своей позиции |
|
Устанавливать контакты с обучающимися
разного возраста и их родителями (законными представителями), другими
педагогическими и иными работниками |
|
Владеть технологиями диагностики причин конфликтных
ситуаций, их профилактики и разрешения |
|
Необходимые знания |
Основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимых для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач (педагогика, психология, возрастная физиология; школьная гигиена; методика преподавания предмета) |
Программы и учебники по преподаваемому
предмету |
|
Теория и методы управления образовательными
системами, методика учебной и воспитательной работы, требования к оснащению и
оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним, средства обучения
и их дидактические возможности |
|
Современные педагогические технологии
реализации компетентностного подхода с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей обучающихся |
|
Методы и технологии поликультурного,
дифференцированного и развивающего обучения |
|
Основы экологии, экономики, социологии |
|
Правила внутреннего распорядка |
|
Правила по охране труда и требования к
безопасности образовательной среды |
|
Другие характеристики |
Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики |
3.2.4. Трудовая
функция
Наименование |
Модуль "Предметное обучение.
Математика" |
Код |
В/04.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
Х |
Заимствовано из оригинала |
||
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Формирование способности к логическому рассуждению и коммуникации, установки на использование этой способности, на ее ценность |
Формирование способности к постижению основ
математических моделей реального объекта или процесса, готовности к
применению моделирования для построения объектов и процессов, определения или
предсказания их свойств |
|
Формирование конкретных знаний, умений и
навыков в области математики и информатики |
|
Формирование внутренней (мысленной) модели
математической ситуации (включая пространственный образ) |
|
Формирование у обучающихся умения проверять
математическое доказательство, приводить опровергающий пример |
|
Формирование у обучающихся умения выделять
подзадачи в задаче, перебирать возможные варианты объектов и действий |
|
Формирование у обучающихся умения
пользоваться заданной математической моделью, в частности, формулой,
геометрической конфигурацией, алгоритмом, оценивать возможный результат
моделирования (например - вычисления) |
|
Формирование материальной и информационной
образовательной среды, содействующей развитию математических способностей
каждого ребенка и реализующей принципы современной педагогики |
|
Формирование у обучающихся умения применять
средства информационно-коммуникационных технологий в решении задачи там, где
это эффективно |
|
Формирование способности преодолевать
интеллектуальные трудности, решать принципиально новые задачи, проявлять
уважение к интеллектуальному труду и его результатам |
|
Сотрудничество с другими учителями
математики и информатики, физики, экономики, языков и др. |
|
Развитие инициативы обучающихся по
использованию математики |
|
Профессиональное использование элементов
информационной образовательной среды с учетом возможностей применения новых
элементов такой среды, отсутствующих в конкретной образовательной организации
|
|
Использование в работе с детьми
информационных ресурсов, в том числе ресурсов дистанционного обучения, помощь
детям в освоении и самостоятельном использовании этих ресурсов |
|
Содействие в подготовке обучающихся к
участию в математических олимпиадах, конкурсах, исследовательских проектах,
интеллектуальных марафонах, шахматных турнирах и ученических конференциях |
|
Формирование и поддержание высокой мотивации
и развитие способности обучающихся к занятиям математикой, предоставление им
подходящих заданий, ведение кружков, факультативных и элективных курсов для
желающих и эффективно работающих в них обучающихся |
|
Предоставление информации о дополнительном
образовании, возможности углубленного изучения математики в других
образовательных и иных организациях, в том числе с применением дистанционных
образовательных технологий |
|
Консультирование обучающихся по выбору
профессий и специальностей, где особо необходимы знания математики |
|
Содействие формированию у обучающихся
позитивных эмоций от математической деятельности, в том числе от нахождения
ошибки в своих построениях как источника улучшения и нового понимания |
|
Выявление совместно с обучающимися
недостоверных и малоправдоподобных данных |
|
Формирование позитивного отношения со
стороны всех обучающихся к интеллектуальным достижениям одноклассников
независимо от абсолютного уровня этого достижения |
|
Формирование представлений обучающихся о
полезности знаний математики вне зависимости от избранной профессии или
специальности |
|
Ведение диалога с обучающимся или группой
обучающихся в процессе решения задачи, выявление сомнительных мест,
подтверждение правильности решения |
|
Необходимые умения |
Совместно с обучающимися строить логические рассуждения (например, решение задачи) в математических и иных контекстах, понимать рассуждение обучающихся |
Анализировать предлагаемое обучающимся
рассуждение с результатом: подтверждение его правильности или нахождение
ошибки и анализ причин ее возникновения; помощь обучающимся в самостоятельной
локализации ошибки, ее исправлении; оказание помощи в улучшении (обобщении,
сокращении, более ясном изложении) рассуждения |
|
Формировать у обучающихся убеждение в
абсолютности математической истины и математического доказательства,
предотвращать формирование модели поверхностной имитации действий, ведущих к
успеху, без ясного понимания смысла; поощрять выбор различных путей в решении
поставленной задачи |
|
Решать задачи элементарной математики
соответствующей ступени образования, в том числе те новые, которые возникают
в ходе работы с обучающимися, задачи олимпиад (включая новые задачи
регионального этапа всероссийской олимпиады) |
|
Совместно с обучающимися применять методы и
приемы понимания математического текста, его анализа, структуризации,
реорганизации, трансформации |
|
Совместно с обучающимися проводить анализ
учебных и жизненных ситуаций, в которых можно применить математический
аппарат и математические инструменты (например, динамические таблицы), то же
- для идеализированных (задачных) ситуаций, описанных текстом |
|
Совместно с обучающимися создавать и
использовать наглядные представления математических объектов и процессов,
рисуя наброски от руки на бумаге и классной доске, с помощью компьютерных
инструментов на экране, строя объемные модели вручную и на компьютере (с
помощью 3D-принтера) |
|
Организовывать исследования - эксперимент,
обнаружение закономерностей, доказательство в частных и общем случаях |
|
Проводить различия между точным и (или)
приближенным математическим доказательством, в частности, компьютерной
оценкой, приближенным измерением, вычислением и др. |
|
Поддерживать баланс между самостоятельным
открытием, узнаванием нового и технической тренировкой, исходя из возрастных
и индивидуальных особенностей каждого обучающегося, характера осваиваемого
материала |
|
Владеть основными математическими
компьютерными инструментами: |
|
Квалифицированно набирать математический текст
|
|
Использовать информационные источники,
следить за последними открытиями в области математики и знакомить с ними
обучающихся |
|
Обеспечивать помощь обучающимся, не
освоившим необходимый материал (из всего курса математики), в форме
предложения специальных заданий, индивидуальных консультаций (в том числе
дистанционных); осуществлять пошаговый контроль выполнения соответствующих
заданий, при необходимости прибегая к помощи других педагогических работников,
в частности тьюторов |
|
Обеспечивать коммуникативную и учебную
"включенности" всех учащихся в образовательный процесс (в
частности, понимание формулировки задания, основной терминологии, общего
смысла идущего в классе обсуждения) |
|
Работать с родителями (законными
представителями), местным сообществом по проблематике математической культуры
|
|
Необходимые знания |
Основы математической теории и перспективных направлений развития современной математики |
Представление о широком спектре приложений
математики и знание доступных обучающимся математических элементов этих
приложений |
|
Теория и методика преподавания математики |
|
Специальные подходы и источники информации
для обучения математике детей, для которых русский язык не является родным и
ограниченно используется в семье и ближайшем окружении |
|
Другие характеристики |
Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики |
3.2.5. Трудовая
функция
Наименование |
Модуль "Предметное обучение. Русский
язык" |
Код |
В/05.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
Х |
Заимствовано из оригинала |
||
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Обучение методам понимания сообщения: анализ, структуризация, реорганизация, трансформация, сопоставление с другими сообщениями, выявление необходимой для анализирующего информации |
Осуществление совместно с обучающимися
поиска и обсуждения изменений в языковой реальности и реакции на них социума,
формирование у обучающихся "чувства меняющегося языка" |
|
Использование совместно с обучающимися
источников языковой информации для решения практических или познавательных
задач, в частности, этимологической информации, подчеркивая отличия научного
метода изучения языка от так называемого "бытового" подхода
("народной лингвистики") |
|
Формирование культуры диалога через
организацию устных и письменных дискуссий по проблемам, требующим принятия
решений и разрешения конфликтных ситуаций |
|
Организация публичных выступлений
обучающихся, поощрение их участия в дебатах на школьных конференциях и других
форумах, включая интернет-форумы и интернет-конференции |
|
Формирование установки обучающихся на
коммуникацию в максимально широком контексте, в том числе в
гипермедиа-формате |
|
Стимулирование сообщений обучающихся о
событии или объекте (рассказ о поездке, событии семейной жизни, спектакле и
т.п.), анализируя их структуру, используемые языковые и изобразительные
средства |
|
Обсуждение с обучающимися образцов лучших
произведений художественной и научной прозы, журналистики, рекламы и т.п. |
|
Поощрение индивидуального и коллективного
литературного творчества обучающихся |
|
Поощрение участия обучающихся в театральных
постановках, стимулирование создания ими анимационных и других видеопродуктов
|
|
Моделирование видов профессиональной деятельности,
где коммуникативная компетентность является основным качеством работника,
включая в нее заинтересованных обучающихся (издание школьной газеты,
художественного или научного альманаха, организация школьного радио и
телевидения, разработка сценария театральной постановки или видеофильма и
т.д.) |
|
Формирование у обучающихся умения применения
в практике устной и письменной речи норм современного литературного русского
языка |
|
Формирование у обучающихся культуры ссылок
на источники опубликования, цитирования, сопоставления, диалога с автором,
недопущения нарушения авторских прав |
|
Необходимые умения |
Владеть методами и приемами обучения русскому языку, в том числе как не родному |
Использовать специальные коррекционные
приемы обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья |
|
Вести постоянную работу с семьями
обучающихся и местным сообществом по формированию речевой культуры, фиксируя
различия местной и национальной языковой нормы |
|
Проявлять позитивное отношение к местным
языковым явлениям, отражающим культурно-исторические особенности развития
региона |
|
Проявлять позитивное отношение к родным
языкам обучающихся |
|
Давать этическую и эстетическую оценку
языковых проявлений в повседневной жизни: интернет-языка, языка субкультур,
языка СМИ, ненормативной лексики |
|
Поощрять формирование эмоциональной и
рациональной потребности обучающихся в коммуникации как процессе, жизненно
необходимом для человека |
|
Необходимые знания |
Основы лингвистической теории и перспективных направлений развития современной лингвистики |
Представление о широком спектре приложений
лингвистики и знание доступных обучающимся лингвистических элементов этих
приложений |
|
Теория и методика преподавания русского
языка |
|
Контекстная языковая норма |
|
Стандартное общерусское произношение и
лексика, их отличия от местной языковой среды |
|
Другие характеристики |
Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики |
IV.
Сведения
об организациях - разработчиках профессионального стандарта
4.1. Ответственная
организация-разработчик
Государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего Ректор Рубцов
Виталий Владимирович |
4.2. Наименования
организаций-разработчиков
1 |
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы Центр образования № 109 |
© Материал из Справочной системы
«Образование»
https://vip.1obraz.ru
Дата копирования: 26.04.2019